Сайт о лошадях KoHuKu.ru » Верховая езда » Конный спорт, испытания, игры » Методическое пособие по судейству. Выездка
Методическое пособие по судейству. Выездка

Методическое пособие по судейству. Выездка

Natali date_range01.10.2013, 18:16 chat_bubble_outline1 remove_red_eye12 691
Пособие составлено по материалам международных семинаров для судей по выездке и предназначено для судей, тренеров, спортсменов и всех любителей конного спорта.

На одном из международных семинаров судей я услышала от руководителя семинара сравнение, которое мне очень понравилось. Он сравнивал судью по выездке с судьей, который вершит правосудие в общем смысле. В самом деле, судья правосудия, вынося решение, опирается на свод законов. А дело его чести применить эти законы правильно, быть справедливым в своих решениях, т.е. нести правду. Поэтому от должен быть свободен от какого-либо давления со стороны, обладать здравым смыслом и уверенностью в своих действиях. То же самое требуется и от судьи по выездке. Поэтому:

1. Каждый судья должен очень хорошо знать правила, которыми руководствуются всадники при выездке своих лошадей, т.е. Правила FEI. Хорошо, по возможности, знать тесты, которые он судит.
2. Было бы идеально, если каждый судья подготовил или, по крайней мере, совершенствовал лошадь по тому виду соревнований, которые ему приходится судить. Тем более, что езды FEI, которые нам приходится судить, требуют большого знания и опыта.

Чтобы приобрести опыт, нужно много судить или работать с опытными судьями в качестве секретаря, потому что обсуждение оценок приносит большую пользу и тем и другим..
Кроме того, конечно, очень полезны такие семинары, на которых возможен обмен мнениями.

Что же нужно знать судье?

1. Судья должен оценивать то, что он видит, а не то, что ему хочется или, хотелось бы видеть, или что он однажды видел в исполнении той или иной лошади.
Судье всегда следует помнить о том, что самое важное в его работе - быть справедливым. Только такое отношение к судейству будет помогать спорту и совершенствованию выездки.
2. Не следует забывать, что соревнования по выездке не являются соревнованиями по выявлению лучшего экстерьера.
Безусловно, существует искушение судить более благосклонно красивую элегантную лошадь под всадником, отлично на ней сидящим. Такому же искушению подвергается судья, когда видит перед собой всадника и лошадь, которые уже имели успех. Не может вызывать сомнения то, что красивая лошадь предпочтительна на манеже, но, однако, важно только само выступление!
3. При судействе выездки оценки за отдельные элементы важно ставить немедленно. Для этого необходимо хорошо знать схемы судимых езд.
4. Чрезвычайно желательно записывать свои замечания, особенно в тех случаях, когда оценки опускаются ниже 5. Это даст возможность всаднику проанализировать свою езду и сделать соответствующие выводы, а судья выполнит полностью свою задачу, давая возможность тренеру и всаднику избавиться в будущем от совершенных ошибок. В этом случае огромную роль играют секретари, которые, как и судьи, должны быть хорошо знакомы с
текстом езды.
5. Оценки за элементы находятся полностью в распоряжении судьи, и он сможет преодолеть трудности в проставлении баллов только тогда, когда он будет обладать достаточными знаниями и практическим опытом. Обратите внимание, не так уж часто оценки всех судей одинаковы. Это естественно. Судьи видят лошадь с разных углов зрения. Но различие, допустимое в разумных пределах, не должно превышать 2-х. Это, конечно, в том случае, когда возможна сверка результатов.
6. Судья должен стремиться применять ко всем участникам одни и те же принципы. Это даст возможность в конце соревнования вывести размещение мест среди участников по каждому судье и сравнить с тем, что показал всадник вообще.
7. Следует смело ставить действительно хорошую оценку за хорошее исполнение и плохую - за плохое.
Если судья постоянно использует средние оценки, возникает сомнение, способен ли он судить вообще.
8. Не ищите настойчиво мелких ошибок, которые могут сильно повлиять на вашу оценку в целом. Отталкивайтесь в своих оценках от главного - проявляет ли лошадь главное качество, исполняя тот или иной элемент на том или ином аллюре. Но об этом обстоятельно будем говорить дальше.

Обобщение

Таким образом, красной нитью для судьи должны быть следующие положения:
1. Чувство ответственности. Участники соревнований полагаются на судью абсолютно, ожидая, что их труд будет оценен правильно и справедливо.
2. Судья должен руководствоваться беспристрастным мнением, которое не испытывает влияния ни другой личности, ни предыдущего выступления участника.
3. У него должен быть острый глаз, схватывающий всю картину, которую нужно оценить, т.е. фиксирующий общее впечатление, не задерживаясь на мелких деталях.
4. Если упражнение состоит из нескольких частей, судья должен решить, какая из них является основной в этом движении, не выпуская, однако, из поля зрения и другие элементы, входящие в него.
5. Нельзя позволять, чтобы точность или недостаток точности (какую бы важную роль это не играло в некоторых упражнениях, например, в осаживании, менке ног и т.д.) чересчур сильно влияли на ваше судейство.
6. В целом квинтэссенцией выездки является следующее ("общие оценки'1):

а) аллюры - свобода и правильность;
б) импульс - желание двигаться вперед, эластичность движения, гибкость спины и подведение заднего отдела;
в) повиновение - внимание и доверие, гармония, легкость и свобода движений, принятие повода и легкость передних ног;

7. Нельзя упускать степень сбора, т.е. соответствует ли она исполняемому элементу и езде в целом.
8. Судья должен обладать способностью помнить на протяжении всего соревнования, за что он дал оценку 4 или 8 в начале соревнования.
9. Наконец, нужно помнить, что судья также как и всадник, никогда не может достичь совершенства, хотя оба они должны стремиться к идеалу. Поэтому необходимо постоянно заботиться о своей судейской квалификации - как можно больше судить и как можно чаще обсуждать со своими коллегами современные требования к выездке.

Основные аллюры

От природы лошадь обладает тремя аллюрами. Этими аллюрами являются: шаг, рысь и галоп. На их качество значительно влияет экстерьер лошади. Отсюда - и разница, различие, иногда очень большое, которые мы видим в движениях. И уже от всадника зависит максимально развить возможности лошади (в смысле ее движений). Жизнь подтверждает, что искусство всадника может в процессе тренировки исправить "ошибку" природы, но чрезмерно насиловать природу не следует, иначе вы придете к искусственным движениям, далеким от совершенства и гармонии. Поэтому, например, до класса "Большой Приз" нужно выезжать только такую лошадь, которая обладает хорошими природными возможностями, хотя лошадь часто портят еще на "подходе" к "Большому Призу".

Шаг - аллюр, в котором все четыре ноги лошади следуют одна за другой, причем можно отчетливо услышать 4 удара копыт о землю через равные промежутки времени. В этом случае мы говорим о правильном шаге. Если же ноги лошади двигаются не через равные интервалы времени, мы имеем дело с неправильным шагом, а иногда даже и с иноходью. Шаг должен быть энергичным, но не поспешным. Энергичность лошади может вызываться всадником, но может быть и природной.

Во всех видах шага интервал времени между шагами должен быть постоянным, разница только в том, какое пространство захватывается в том иди ином виде шага. Несоблюдение этого условия приведет к нарушению ритма движения на шагу. Например, замедление движения на собранном шагу должно быть замечено судьей и соответственно оценено более низким баллом.

Ошибки на шагу (общие):

а) неправильный, неравномерный, замедленный шаг;
б) вялые, скованные движения задних ног;
в) иноходь - самая серьезная ошибка - когда равносторонние пары ног ставятся на землю одновременно;
г) не прямолинейность лошади (бочение). В этом случае задние ноги не следуют точно по направлению передних, а ставятся сбоку следов передних ног (лошадь идет как бы в два следа).

Мы различаем:

1. Средний шаг - когда задние ноги ставятся на землю впереди следов передних ног. Лошадь должна быть в поводу, шея несколько вытянута. Основные ошибки:
а) следы задних ног не перекрывают следов передних и даже остаются позади них;
б) лошадь спешит;
в) лошадь непрямолинейна в корпусе;
г) всадник потерял связь руки со ртом лошади (провисание поводьев);
д) лошадь идет за поводом или через повод.

2. Прибавленный шаг - о значении прибавленного шага говорит то, что почти во всех ездах FEI он имеет коэффициент два (2) - задние ноги должны касаться земли впереди следов передних ног. Вытянутость шеи лошади хорошо выражена. Нос немного впереди вертикали, легкий контакт между рукой всадника и ртом лошади сохраняется.

Основные ошибки:
а) задние ноги ставятся след в след передних ног или даже остаются позади них;
б) лошадь спешит;
в) лошадь непрямолинейна в корпусе;
г) лошадь идет за или через повод;
д) всадник теряет контакт со ртом лошади.

3. Собранный шаг - задние ноги не должны перекрывать следов передних. Шаги становятся более круглыми, выразительными. Ясно выражена приподнятость шеи. Задние ноги несут больший вес, поэтому круп несколько опущен, перед же облегчен.
Основные ошибки:
а) задние ноги ставятся в след передних или, даже, перекрывают их;
б) лошадь спешит;
в) лошадь непрямолинейна в корпусе;
г) шея лошади слишком вытянута;
д) лошадь идет за или через повод.

4. Свободный шаг - в этом случае всадник прекращает свое воздействие на лошадь, позволяет ей полностью вытянуть шею, поводья полностью отданы. Свободный шаг - это, так сказать, награда лошади за совершенную работу, это момент отдыха животного.
Во всех видах шага прежде всего ценятся естественность, непринужденность, безупречная четырехтактность движения. Эти качества имеют первостепенное значение для судей при проставлении оценок.

Рысь - для этого аллюра экстерьер лошади также имеет большое значение. Длина шеи, косое плечо, длина спины, длина крупа, хорошие задние конечности позволяют судить о том, как сложена лошадь. Гармония этих качеств помогает показать на манеже то, что желательно видеть, а именно: импульс, легкость, эластичность движений и захват пространства. Конечно, в процессе тренировки всадник может развить, улучшить рысь, и в этом особую роль играет гимнастирование задних конечностей, развитие их толчковой силы, от которой в значительной степени зависит захват пространства при движении. На шагу этого добиться труднее. На рыси мы имеем дело с диагональной последовательностью махов, т.е. диагональная пара ног двигается вперед одновременно и ставится на землю вместе.

При смене диагоналей существует момент подвисания, когда ни одна из 4-х ног лошади не касается земли. Причем, чем больше толчковая сила задних ног и раскованность в движении плечей, тем шире движения на рыси.

Ошибки (общие), характерные для рыси:
а) нескоординированность движения:
б) скованность (напряженность);
в) вялость задних ног, особенно на прибавленном аллюре;
г) торопливость (лошадь спешит);
д) непрямолинейность в корпусе.

Мы различаем:

1. Рабочая рысь. С рабочей рыси - аллюра между средней и собранной рысью - начинается работа с молодой лошадью. Только после того, как лошадь уравновешена, идет в поводу, когда задние ноги достаточно подведены, можно переходить к прибавленным и собранным аллюрам. Если же лошадь тренирована, то с рабочей рыси должна начинаться ежедневная работа (разминка).

2. Средняя рысь - характеризуется тем, что мах лошади расширяется (но без торопливости), шея несколько вытягивается. Ясно выражен импульс, как результат энергичной работы зада. Лошадь как бы сама себя несет. Задние ноги опускаются в следы соответствующих передних ног.

Основные ошибки:
а) плохо скоординированные движения;
б) скованность (напряженность), особенно плечей;
в) торопливость, потеря ритма;
г) непрямолинейность самой лошади;
д) шея не вытянута;
е) лошадь идет за или через повод;
ж) лошадь "не несет себя" ("висит" на переду; двигается, как корабль – нос вверх, корма вниз и т.д.);
з) отсутствие контакта всадника со ртом лошади.

3. Прибавленная рысь, по сравнению со средней, характеризуется большим импульсом, максимальным захватом пространства и особенно энергичной работой задних конечностей. Часто можно наблюдать, как всадники показывают максимум импульса и максимальный захват пространства на средней рыси и поэтому не в состоянии выразить прибавленную. На прибавленной рыси шея лошади заметно вытягивается, т.е. становится длиннее, нос лошади - немного впереди вертикали. При максимальной энергии, проявленной в этом движении, лошадь должна сохранять гибкость. При этом за ошибку принимается как напряженная, неравномерная, так и чрезмерная, утрированная работа передних ног, когда копыта опускаются не на то место, на которое они указывают при движении. К недостаткам относится также слишком широкое разведение задних ног, что впрочем, может быть обусловлено сложением (экстерьером) лошади.

Другие ошибки:
а) скованность (напряженность);
б) торопливость, потеря ритма;
в) непрямолинейность самой лошади;
г) перенос центра тяжести на перед (лошадь "не несет себя");
д) шея не вытянута;
е) лошадь идет за или через повод.

4. Собранная рысь характеризуется более высоким движением передних ног благодаря тому, что задние ноги, принимая на себя большую нагрузку, сильнее пружинят и энергично толкаются вперед и вверх. При этом наблюдается опущение крупа за счет большего сгибания бедренного и скакательного
суставов. Сгибание суставов зада и подъем шеи взаимосвязаны. Это - подлинный сбор лошади, в отличие от неправильного сбора, вызываемого только рукой всадника: при таком сборе естественность и гибкость движений невозможны. Кроме того, не происходит удлинения шеи лошади при изменении
вида рыси. Смещение центра тяжести на задний отдел лошади позволяет освобожденным передним ногам выходить вперед легко и плавно.

Самыми распространенными недостатками (ошибками) на собранной рыси являются:
а) слишком долгая фаза подвисания (рысь - полупассаж-плавунец);
б) нарушение ритма;
в) скованность движений;
г) вялая работа задних ног.
Недостаточная чистота движений, сбои в ритме и темпе на рыси особенно выявляются во время поворотов, на вольтах, при прохождении углов (следы задних ног смещаются наружу, а не идут по следу передних).

Галоп - на галопе, также как и на шагу и рыси экстерьер лошади играет решающее значение.
Галоп является самым грациозным и в то же время самым энергичным аллюром. Скачки на галопе осуществляются за счет сгибания и вытягивания, подведенных под корпус лошади задних ног. Причем толчковая сила, а значит - импульс движения, исходит от одной "внешней" ноги, которая выносится в направление центра тяжести лошади. Различаются отчетливо три удара, поскольку сначала опускается внешняя задняя нога, затем диагональная пара ног и, наконец, передняя внутренняя нога. Затем следует фаза подвисания.
Различают галоп с левой или правой ноги. Случается видеть, когда лошадь идет неправильным галопом, т.е. "крестит" - передом идет, например, с правой ноги, а задом с левой или наоборот.
Галоп должен быть мягким и эластичным, с хорошим импульсом и захватом пространства, т.е. выполняться хорошим махом (со свободным плечом).

Ошибки на галопе (общие):

а) обе задние ноги ударяются о землю (ставятся на землю) одновременно (практически - только на собранном галопе);
б) в диагональной паре ноги касаются земли одна вслед за другой. В этом случае мы имеем дело с четырехтактным галопом. Такого галопа вы не увидите у лошади на свободе, поэтому его следует отнести исключительно к дефектам выездки, воспитания лошади;
в) лошадь "крестит".

Различают несколько видов галопа:

1. Рабочий галоп используется в начале выездки. Это - аллюр, занимающий промежуточное положение между средним и собранным галопом. Переходить к прибавленным и собранным аллюрам можно только тогда, когда лошадь уравновесится, оставаясь в поводу, а задние ноги на рабочем галопе будут достаточно подведены. Для выезженной лошади этот аллюр используется для разогрева перед ежедневной работой

2. В среднем галопе махи лошади удлиняются, но не учащаются, при этом шея немного вытягивается.
Спокойными энергичными прыжками лошадь продвигается вперед, хорошо работая подведенными задними ногами.

Ошибки:
а) мах не удлиняется, а учащается, потеря ритма движения;
б) вялость задних ног;
в) шея не вытянута;
г) лошадь непрямолинейна;
д) лошадь идет за или через повод.

3. На прибавленном галопе мах заметно удлиняется, лошадь продвигается вперед энергично, но незаторопленно. Шея вытянута, и ошибкой не считается, если нос находится впереди вертикальной линии головы. Легкий контакт со ртом лошади остается, как и на среднем галопе. Лошадь как бы "несет" себя.

Ошибки:
а) махи не удлиняются, а учащаются;
б) вялость задних ног;
в) лошадь непрямолинейна;
г) шея не вытянута;
д) лошадь идет за или через повод.

4. Собранный галоп. Для этого вида галопа характерны опущенный круп, бjльшее сгибание суставов задних ног (они принимают на себя вес лошади), центр тяжести перенесен на задний отдел лошади. В результате высвобождаются передние ноги, и их движение становится более легким. Захват пространства на собранном галопе уменьшается.

Ошибки:
а) мах частый (торопливый), плечо не выдвигается вперед, лошадь работает как бы под себя;
б) махи короткие, без импульса и подведения зада;
в) лошадь непрямолинейна;
г) передние ноги слишком "лезут" вверх (за счет руки всадника), шея скована и затянута;
д) лошадь идет за или через повод.
Во всех видах галопа должен сохраняться ритм движения. Различие должно быть только в захвате пространства.
Основные качества выезженной лошади

1. Ритмичность движений - это правильность, регулярность движений, что является главным условием исполнения любого аллюра. Иначе мы увидим разобщенную (нескоординированную) работу ног лошади.
а) Шаг: ясные четкие четыре удара копыт, например, правая задняя – левая передняя - левая задняя - левая передняя.
б) Рысь: ясно выражены два удара копыт. Последовательность ног диагональная с моментом подвисания между диагоналями.
в) Галоп: ясно слышны три удара копыт. Внешняя задняя - диагональ - внутренняя передняя. Момент подвисания. И галоп и рысь определяются термином "мах".
г) Осаживание: пары ног поднимаются и опускаются диагонально и одновременно. Движение назад должно сохранять правильность шагов и тот же захват пространства, что и при собранном шаге. Движение совершается по прямой линии. Лошадь находится в поводу и послушно уступает
воздействию руки всадника, который в это время освобождает поясницу лошади. Ноги всадника должны "сторожить" само движение назад, сохраняя его плавность.
Ошибки, характерные для осаживания:
а) напряженный затылок, лошадь идет за или через повод;
б) лошадь спешит или двигается назад уменьшенными шагами;
в) нет четкой диагональной последовательности;
г) задние ноги уходят в сторону;
д) передние и задние ноги волочатся по земле.
Выезженная лошадь обладает естественными, гибкими, без напряжения и скованности движениями.

Спина лошади, являясь как бы мостом между задними и передними конечностями, должна быть гибкой и колебаться вниз-вверх, давая возможность всаднику удобно сидеть на лошади, а это в свою очередь позволит ему использовать в качестве средств воздействия свою поясницу, вес и шенкеля. Скованные движения, напряженная спина (это видно, когда всадник "прыгает" в седле на рыси), беспокойный хвост, "мертвый рот", открытый рот, перекинутый или высунутый язык являются признаками того, что к данному моменту лошадь еще не выезжена, или плохо выезжена.
Энергичные движения и послушание - идеал, к которому следует стремиться, но нужно научиться отличать эти качества от, казалось бы, подобных, но проявляющихся в напряженном состоянии (например, можно наблюдать энергично исполняемые собранные аллюры, а мускулатура лошади скована).
Принятие повода. Это понятие означает постоянный и легкий контакт руки всадника со ртом лошади.
Правильно выезженная лошадь будет сама искать этот контакт. Всадник сидит на лошади независимо от повода.
Степень принятия повода естественно изменяется в зависимости от требований, предъявляемых всадником, но усиление воздействия на рот должно быть кратковременным. Всадник должен стремиться по возможности быстрее восстановить мягкий контакт со ртом лошади. Лошадь, правильно принимающая повод, т.е. идущая в легком контакте, как бы "несет" сама себя. Как только лошадь пошла за или через повод, всаднику должно стать ясным, что он воздействует рукой слишком сильно, не подкрепляя это воздействие другими средствами управления (в первую очередь шенкелем) с тем, чтобы сохранилась гармония в его требованиях.

Импульс рассматривается как результат выезженности лошади, работы ее вибрирующей спины и эластичных задних ног. Именно работа задних ног создает импульс в движении. Движения лошади должны быть мягкими, грациозными, совершаемыми без усилий и в то же время энергичными. Момент подвисания на рыси и галопе, выполняемых с импульсом, ясно выражен в отличие от движения без импульса. Само понятие "импульс" означает внутренне желание лошади энергично двигаться.

Прямолинейность лошади. По природе большинство лошадей "бочит". Это "бочение", как правило, ликвидируется в процессе работы-тренировки.
Повиновение, послушание лошади проявляется больше всего в том, насколько легко и охотно она делает переходы на всех аллюрах с хорошо подведенным задом, гибким и не напряженным затылком, а также в том, как легко отвечает ее рот на воздействие поводом налево и направо.
Только правильная терпеливая выездка может привести к выполнению этих требований.

Если лошадь на остановках и переходах "ложится в повод", уходит за или через повод, качает головой, открывает рот или не желает согнуться направо или налево из-за напряженного негибкого затылка, то это говорит о ее неподчинении всаднику.

7. Сбор. Начнем с того, что зад лошади является ее мотором, дающим энергию, с помощью которой она совершает движения. Сгибание тазобедренных и скакательных суставов делает перед лошади выше, а круп - ниже. Способность к сбору развивается в процессе тренировки. Слишком быстрая выездка приводит к уменьшению гибкости и нервозности лошади. При этом теряется естественность движений. Особенно часто это происходит на шагу, когда захват пространства (особенно на прибавленном шагу) "в процессе выездки" заметно уменьшается.
Таким образом, эффективности сбора добиваются медленно. Сгибание тазобедренных и скакательных суставов ведет, как говорилось выше, к подъему переда. В этом - гармоничное изменение всей рамки лошади, т.е. в результате усиленной работы зада поднимается шея от холки (там, где проходит линия постава шеи).
Самый высший сбор требуется на пируэтах на галопе, на пиаффе и на пассаже. В этих упражнениях снижение заднего отдела лошади ясно выражено. Но и здесь движения не должны терять своей эластичности и не становиться напряженными.

Если же шея поднимается только рукой, то рамка лошади будет выглядеть негармонично: шея укорочена, зад отставлен. Такой "сбор", сделанный рукой, искусственный и противоречит принципам классической выездки. Он говорит о попытках некоторых всадников навязать лошади работу (выполнение элементов), к которой она еще не готова.
Поэтому глаз судьи (тренера) должен ясно видеть разницу между искусственно выдрессированными "затянутыми" лошадьми и такими, у которых поднятие переда гармонично с положением ее заднего отдела.

Общие оценки, что они означают

Общие оценки отражают все впечатление, которое получил судья от выступления всадника. Еще раз подвергаются оценке основные качества лошади и поведение всадника в целом.
Общие оценки должны соответствовать тем баллам, которые поставлены за отдельные движения и упражнения.
Например, если в процессе езды ставились баллы 5, 6 и 7, то в общих оценках вряд ли может стоять 8. Если же это произойдет, то разница между отдельными и общими оценками приведет к неправильным окончательным выводам, т.е. не будет дана справедливая классификация всадников.

1. Аллюры (свобода и правильность)

Здесь следует думать о трех характеристиках:
а) Если сбой (или разобщенность, нескоординированностъ движения) произошел один раз и всадник уже понес наказание, то в общих оценках это не должно отражаться. Но если такие ошибки в езде повторялись, то снижение общего балла неизбежно. Большое внимание следует уделять тому, насколько свобода или скованность аллюров присутствует во всей езде.
б) Правильность, четкость, регулярность аллюра означает однородность движения, как в собранных видах, так и при прибавлении, т.е. все махи на рыси и на галопе должны быть одинаковыми по ритму на данной скорости движения при исполнении всех элементов езды. Они только удлиняются на прибавленных аллюрах при сохраненном ритме.
Методическое пособие по судейству. Выездка

2. Импульс - желание двигаться вперед. Эластичность движения, гибкость спины и подведение зада - главные требования к выезженной лошади. Все эти характеристики при проставлении общей оценки рассматриваются вместе. Совершенно очевидно, что всегда должно отдаваться предпочтение тому выступлению, в котором лошадь двигается с импульсом, если даже и
совершались какие-то неточности. Эластичность проявляется тогда, когда сохранена естественность движений, доведенных до наивысшей выразительности. Только вибрирующая (мягкая) спина лошади дает возможность всаднику иметь гибкую посадку. Напряженная спина лошади влияет отрицательно на естественность движений. Отсюда посадка всадника неспокойна, на рыси его "выбивает" из седла.
Важной характеристикой для судейства является хорошее или плохое подведение зада в течение всей езды.

3. Послушание (внимание и доверие, гармония, легкость и свобода движений, принятие повода и легкость переда)

Все эти качества характерны для хорошо выезженной лошади. Внимание и доверие означает, что лошадь всегда готова ответить на воздействие всадника, имея легкий контакт. При этом наблюдается мягкий рот, спокойный глаз, спокойная реакция ушей и спокойный хвост. Все это и составляет гармонию, хорошее взаимопонимание между всадником и лошадью. Легкость, приподнятость переда зависит от степени сбора.

4. Посадка всадника, правильность и эффективность применения средств управления
Здесь нужно быть особенно внимательными. Всадник, красиво сидящий на лошади, не может получить высокую оценку только за это. Более решающим является то, как он управляет лошадью, т.е. выполняет элементы езды. Желательно, чтобы его воздействия были незаметными, но заставляли бы лошадь энергично выполнять нужные требования.