Сайт о лошадях KoHuKu.ru » Верховая езда » Обучение лошади » Коррекция неповиновения лошади в конкурной работе
Коррекция неповиновения лошади в конкурной работе

Коррекция неповиновения лошади в конкурной работе

Natali date_range22.08.2014, 09:59 chat_bubble_outline0 remove_red_eye4 805
В процессе спортивной работы с лошадью любой специализации периодически возникают конфликтные ситуации, которые необходимо разрешать с наибольшей эффективностью и наименьшими потерями. Для того чтобы до конца раскрыть потенциал конкурной лошади, а часто – исправить слабые стороны (идеальной конкурной лошади от природы не бывает), необходимы достаточный опыт работы, хорошее «чутье» специалиста и, конечно, грамотность подготовки.

Коррекция неповиновения лошади в конкурной работе


Практически во всех видах конного спорта лошадям приходится выполнять неестественные движения. Конкур в его современном исполнении уж никак не отнесешь к природным и естественным проявлениям двигательной активности лошади. Ни одной, даже самой одаренной в прыжковом смысле дикой лошади не снились такие прыжковые возможности, которые демонстрирует даже среднего класса конкурный боец.

Прежде всего необходимо отметить то, что молодая ненапрыганная лошадь, попадая в конкурную работу, испытывает большую психологическую ломку. Вспомним, что всю предыдущую жизнь ее жестко инструктировали под девизом: за барьер – нельзя! Этим барьером были ограждения на пастбище, в леваде, двери в конюшне и многое другое оборудование, призванное контролировать и ограничивать движение. И вдруг лошади предлагается диаметрально противоположное – барьер преодолевать... Это сложно не только с физической точки зрения, но, особенно поначалу, с психологической. Необходимо очень деликатно подходить к этому первому этапу напрыгивания или тестирования ненапрыганной лошади. История изобилует примерами, когда даже специалисты высокого класса ошибались в оценке прыжковых способностей молодой лошади и выбраковывали ее. А через несколько лет, увидев, что из нее вышло у другого спортсмена, кусали локти от обиды на собственную нетерпеливость и непроницательность. Следует также оговориться, что считать «жестким» или «мягким» подходом к подготовке лошади, особенно в конфликтной ситуации. К сожалению, без той или иной степени принуждения, подчас жесткого, в конном спорте от лошади невозможно добиться чего-либо существенного. А реакция спортсмена и тренера должна быть не жесткой или мягкой, как иногда трактуют, в основном любители, а строго адекватной ситуации и поставленным задачам. То есть в конкретный момент необходимо очень настойчиво добиваться поставленной цели, но быть готовым моментально уступить, смягчить воздействие сообразно ситуации и наоборот. Но перед тем, как начать что-либо требовать, нужно быть уверенным, что лошадь к этому готова как физически, так и психологически. И только если такая уверенность есть, надо требовать и добиваться победного результата. Это, собственно, и является залогом мастерства специалиста в подготовке спортивной лошади. К сожалению, нередки случаи, когда молодую, неопытную лошадь готовит молодой, неопытный всадник. Это в принципе неверно, но коль скоро такое бывает (моя лошадь – как хочу, так и работаю), необходимо хотя бы периодически обращаться к услугам тест-райдеров.

«Test-riders system», широко практикующаяся на Западе, у нас пока не распространена. В отличие от мастер-классов, когда, в основном, обучается всадник, и от берейтора, который может выполнять и менее квалифицированную работу (начиная от заездки), test-rider, в идеале, должен быть более квалифицирован и опытен, нежели всадник, под которого он «правит» лошадь. И нет ничего оскорбительного в том, чтобы обратиться к специалисту. Это всегда лучше, чем действовать по принципу «сами с усами», напортачить, а может быть, и необратимо испортить коня.

С первых уроков по напрыгиванию молодой лошади надо создать для нее оптимальные условия. Во-первых, прежде чем начать прыгать под седлом, необходимо хотя бы минимально подъездить лошадь и напрыгать на свободе. Если это сделано, все равно нужно перестраховаться и создать юной конкурной лошади благоприятные условия по обзору, грунту, наличию заложений у препятствий.



Не следует пугать будущего конкурного бойца большим разнообразием цвета и формы препятствий. Не поленитесь обложить барьер с обеих сторон откосами и делать это не одну-две, а несколько десятков первых тренировок по напрыгиванию под седлом. Это, конечно, не гарантирует, что лошадь будет абсолютно надежной в прыжках, но снизит вероятность последующих отказов до минимума. Здоровая, с хорошими реакциями и зрением лошадь достаточно быстро овладевает навыками преодоления препятствий небольшой высоты. Это часто подкупает спортсмена, и он выводит еще неустоявшуюся лошадь на первые старты...

Дальнейшую конкурную работу следует вести по двум параллельным направлениям: с одной стороны, продолжать выездку лошади (в том числе и прыжковую), с другой – плавно усложнять препятствия, их компановку и расстояния между ними. Всем понятно, что к преодолению больших препятствий лошадь должна быть подготовлена физически (сила, гибкость, координация), а вот то, что она должна к этому созреть морально, иногда недооценивают даже мастера. Поэтому бывают случаи, когда в 7 лет способная лошадь уже прыгает маршруты 160 см, а в 9-10 лет – «склеивает ласты», в то время как к этому периоду она должна только выходить на пик работоспособности.



Если, несмотря на все предпринятые меры грамотного и нефорсированного напрыгивания, лошадь все же остается ненадежной, необходимы специальные приемы исправления ситуации. Прежде всего нужно понять, почему происходят отказы лошади от преодоления препятствий. Обносы (лошадь убегает в сторону от барьера), скорее всего, следствие недостаточной или неправильной выездки. Причина закидок (остановки перед препятствием, что считается более злостным недостатком), как правило, в квалификации всадника или в состоянии здоровья и психики лошади. Так или иначе, исправлять недостаток нужно упрощением препятствия и более жестким требованием к правильному движению. Бытует мнение, что закидок у молодой лошади бояться не следует – надо уметь их исправлять. Я считаю, что закидок нужно именно бояться и стараться не допускать их ни на какой стадии подготовки конкурной лошади. С самого начала надо корректировать смещение лошади в сторону в прыжке и при подходе к препятствию, используя вертикальные и горизонтальные крестовины. Откосы в виде жердей с необходимой стороны могут устанавливаться как на стойку, так и на верхнюю жердь, «отжимая» вываливающуюся от центра препятствия лошадь в нужную сторону. Следует смелее пользоваться помощью тренера и ассистентов для разрешения конфликтных прыжковых ситуаций. С самого начала лошадь должна уяснить, что она уйдет с поля, только решив поставленную задачу. Вот почему снятому на конкуре всаднику разрешается свершить-таки прыжок через несложное препятствие, дабы не оставить негативного следа в памяти лошади от неразрешенной ситуации.

Нужно признать, что бывают случаи, когда, несмотря на все правильно и своевременно предпринятые приемы напрыгивания, лошадь все-таки периодически отказывается от преодоления препятствия. Если это потенциально способная лошадь, то с ней стоит повозиться и попытаться выправить дефект. Если это откровенный середнячок, посоветую из конкура эту лошадь выбраковать и использовать в другом виде конного спорта или как лошадь хобби-класса. Классический и самый свежий пример терпеливости и проницательности продемонстрировали бразилец Родриго Пессоа и его Балобе ду Руэ. Выступая на Олимпиаде-2000 в Сиднее в ранге трехкратного победителя Кубка Мира (причем подряд, 1998-2000 гг.), этот французский сель был снят во втором гите личного конкура, находясь в реальных шансах на Олимпийскую медаль. Причем, встал конь, как говорят специалисты, «наглухо», злостно отказавшись прыгать. Видимо зная причину отказа и найдя ключи к исправлению, впоследствии удалось устранить дефект, и весь следующий Олимпийский цикл эта пара выступала очень успешно. А на следующей Олимпиаде-2004 в Афинах стала обладательницей золотой медали (с учетом «допинг-безобразия», с корректировкой результатов через 2 месяца после соревнований).

С другой стороны, нередки случаи, когда экстра-класса конкурная лошадь с великолепными прыжковыми возможностями, находясь в работе у мастера высочайшего уровня (Раш Он и Людгер Бербаум, например), несмотря на многолетние усилия, так и не становится стабильной, а прыгает лишь по настроению. Также бывают непреодолимы «хроники» с комплексами (например только на канаву с водой, а грунт или на обстановку). Вполне может быть, что и все специалисты мира не выправят такого, но пытаться нужно, тем более, если лошадь этого заслуживает. Считаю верной практику некоторых национальных федераций по допущению на внутренних соревнованиях не двух, а трех закидок (как было ранее везде). Иногда это реальный шанс для молодой лошади реабилитироваться в критической ситуации.



Еще из практических приемов можно посоветовать следующее. Если лошадь постоянно «валится» на прыжке в какую-то сторону, то именно с этой стороны нужно держать хлыст, в нужный момент тушируя лошадь по плечу, давая понять, что всадник на чеку. Бывает эффективным использование меховых муфт на уздечке. Если нахрапная муфта призвана поднять вверх точку расчета лошади на препятствии, а не по низу или заложению, как иногда бывает, то боковые (наглазные) муфты способствуют дополнительному контролю при обносах. В известной степени могут помочь исправлению дефекта прыжки со шпрунтом или шамбоном, естественно требующие большой квалификации.



И в заключение как применительно к данной теме, так и касательно вообще тренинга спортивной лошади следует посоветовать преодолевать инертность подготовки. Вместе с классическими постулатами школы в работе должно быть место новациям и эксперименту. В природе нет и быть не может двух одинаковых лошадей с совершенно идентичными проблемами, а соответственно, и пути их преодоления должны быть сугубо индивидуальны. Нужно, творчески относясь к процессу прыжковой подготовки, не лениться для разных лошадей каждую тренировку ставить препятствия именно так, как им нужно, а не как поставили месяц назад и как прыгает вся база. Известны и более жесткие приемы корректировки неповиновения конкурной лошади: электростимуляция, многостаночное бичевание, пневматическая стрельба, шумовые эффекты и т.д. И несмотря на то, что иногда это приносит искомый результат, рекомендовать эти методы не могу. Гораздо лучше предотвратить болезнь, чем затем бороться с ней. Хотя стопроцентно положительного эффекта это, как известно, не дает даже в медицине. Как не все легкоатлеты могут бежать стометровку за 10 секунд, так и не каждая конкурная лошадь способна стабильно прыгать маршруты «Гран-При»: здесь в первую очередь необходим талант. Если же речь идет о среднем уровне сложности, то профессиональное владение приемами подготовки позволит вдумчивым конникам достичь приличных результатов.