Сайт о лошадях KoHuKu.ru » Смотрите также ... » Статьи посетителей » Эпона - кельтская богиня лошадей
Эпона - кельтская богиня лошадей

Эпона - кельтская богиня лошадей

Тарпан date_range07.11.2014, 19:43 chat_bubble_outline3 remove_red_eye7 688
В мифологии галльских кельтов Эпона была одним из наиболее значительных божеств. Кельты очень ценили лошадей, ведь они использовались и для перевозок, и на войне, и в сельском хозяйстве, вполне естественно, что культ богини — покровительницы лошадей составлял весьма важную часть их религиозных воззрений.Она была известна, как покровительница лошадей, защищающая не только их, но и их хозяев. Дочь кобылы и человека, она могла являться в обличии и женщины так и лошади. Эпона нередко ассоциировалась с врачеванием, в основном с водолечением.Поэтому ее изображение можно встретить в некоторых галльских святилищах близ родников и источников.Также считается, что Эпона ассоциировалась и со смертью. Она провожала души умерших в подземный мир и охраняла их.Её изображения нередко встречались на кладбищах.


Богиня изображалась прекрасной молодой девушкой в окружении лошадей или в колеснице,запряжённой двумя-тремя конями,или же сидя верхом на скакуне,причём лошадь не скакала галопом, а шла спокойным шагом.Она также довольно часто изображалась с символами плодородия и изобилия, например с корзиной, полной плодов и зерна.Она появляется во многих легендах: несмотря на то, что дева на белой лошади едет очень медленно, самые быстрые кони не могут догнать ее, если на то нет ее воли.
Белые кобылы были особенны любимы Эпоной, скорее всего потому, что белый цвет обозначает чистоту и имеет глубокое духовное значение, к тому же белые лошади очень редки в природе, если их не разводить специально.
Даже в Римской империи отмечался официальный праздник, посвященный кельтской богине лошадей. Этой уникальной чести из всех кельтских богов была удостоена только Эпона. Так же известно, что местом где зародился культ Эпоны, считается Галлия и земли вдоль Рейна. При правлении римлян культ Эпоны получил широкое распространение, ей поклонялись даже в таких далеких землях, как Болгария и Северная Африка.Но археологами был найден только один храм богини, на территории современной Франции, в Entrains-sur-Nohain, неподалеку от реки Луары. Она также был популярна в небольших, домовых святилищах в Бургундии.

Святилища Эпоны были обычны в римских конюшнях(что не удивительно): Луциус Апулей (123-180), автор Золотого осла,так рассказывал про одно из мест поклонений Эпоне:"Я увидел небольшой алтарь богини Эпоны, стоящий в нише колонны, поддерживающей потолок конюшни. Алтарь был богато украшен свежесрезанными розами..." Эпона была скорее "народной" богиней, которой поклонялся простой народ, хотя среди кавалеристов ходили ее более воинственные образы.Молодая богиня лошадей была очень популярна.Известное 360-футовое изображение "Белая Лошадь из Уффингама" (Uffingham), было вырезано в меловой почве Оксфордширской равнины. Есть теория, что это изображение было сооружено кельтами для обозначения своих территорий.В "Трактате о чудесах" автора Ralf De Deceto (1180) упоминается об этом изображении с названием "белая кобыла с жеребенком", к сожалению, в ходе раскопок не было найдено никаких изображений по соседству, напоминающих жеребенка, вполне возможно, что он просто не сохранился до наших дней.

В современном мире все еще можно найти отголоски культа Эпоны. На один из самых больших кельтских праздников, Бельтан, который празднуется в начале мая, фигура большой черной лошади, внутри которой находится человек, проходит по улицам городка Пэдстоу в Корнуолле. Его цель поймать молодых девушек. Если ему это удается, то его "жертву" ждет удачное замужество.

У учёных много гипотез о культе Эпоны. Но несомненно её красота, связь с миром мёртвых и плодородием, а также особенная магическая сила делают её одной из самых могущественных богов кельтской мифологии.