Серко

Серко

Natali date_range30.09.2012, 18:04 chat_bubble_outline0 remove_red_eye4 964
Серко – 13-летний конь амурской («монгольской) породы, на котором амурский казак Дмитрий Пешков совершил переход от Благовещенска до Петербурга за 193 дня. Рост коня (высота в холке) составлял 1 аршин 14 1/2 вершков (135,6 см). Масть имел светло-серую. Главной особенностью при отсутствии «породистости» и незначительном росте у Серко был «... шаг большой, свободный; рысь покойная и выдающаяся».

Пешков верхом на Серко
Пешков верхом на Серко


Биография Пешкова
Дмитрий Николаевич Пешков родился 26 октября 1859 г. в семье казака станицы Албазинской Амурского казачьего войска. Он рано потерял родителей, воспитывался в сиротском доме в Иркутске. В 1877 г. Пешков сдал экзамен на вольноопределяющегося и был принят в Иркутское юнкерское училище. Закончив курс обучения по первому разряду, 2 августа 1882 г. был произведен в подхорунжие, а 3 декабря того же года — в чин хорунжего. Служба его проходила в Амурском казачьем конном полку, где исполнял обязанности казначея, заведовал оружием, временно заведовал хозяйством полка. В служебных аттестациях Д. Н. Пешков всегда характеризовался как «выдающийся». В 1886 г. он получил следующий чин — сотника.
В 1899 Пешков решился на рискованное предприятие — конный переход от Благовещенска до Петербурга. Исхлопотал шестимесячный отпуск и, не придавая своей поездке официального характера, но с разрешения непосредственных начальников, в 6 ч. утра 7 ноября 1889 г. после молебна в Николаевской церкви г. Благовещенска отправился в переход.
Официально считается, что в дальнее путешествие Пешков отправился по собственной инициативе, так как решил доказать, что азиатские лошади («монголки»), которые использовались забайкальскими и амурскими казаками, гораздо выносливее европейских породистых скакунов. Хотелось ему и мир повидать, и себя испытать… Главным вдохновителем Пешкова был его предшественник корнет 26-го драгунского Бугского полка М.В. Асеев.

Знаменитый предшественник
Весной 1899 года Михаил Васильевич Асеев проехал из города Лубны Полтавской губернии в Париж, где в это время проходила Всемирная выставка, преодолев за 33 дня 2633 км. Этим пробегом М. В. Асеев решил на практике доказать высокие качества русской фронтовой и офицерской лошади. Ехал он «двуконь» – на кобылах Влага и Диана. В Париже русского офицера встретили с восторгом. Диана и Влага были представлены на Всемирной выставке, как и их портреты, написанные тут же художником И. М. Прянишниковым.
Хотя пробег был частной инициативой Асеева, его славный поступок был замечен и отмечен – по возвращении в Россию по Высочайшему повелению поручик был переведён в лейб-гвардии Уланский Её Величества полк. Позже Асеев окончил Николаевскую академию Генерального штаба, служил в Генеральном штабе, с 1906 года в чине полковника исполнял должность начальника штаба 3-й Кавказской казачьей дивизии.

От Амура до Балтики
Вот как описывает Пешкова один из журналов того времени: «Сам сотник Пешков — очень еще молодой человек небольшого роста, но крепкого телосложения, с живым и энергичным лицом. Одежду его, кроме обыкновенной офицерской казачьей формы, составляли: меховая шапка с откидным козырьком и наушниками, верблюжий башлык, черный дубленый бараний полушубок с форменными погонами и пуговицами и такие же шаровары с лампасами на ногах меховые чулки и тунгусские сапоги из оленьей шерсти, на руках меховые рукавицы с вязаными шерстяными перчатками внутри».
Самые трудные переходы Пешков совершил зимой, следуя в 40-градусный мороз по Забайкалью и Сибири. Путь от Верхнеудинска до Иркутска сотник проехал больным. В Томске он был арестован как беглый каторжник. К счастью, это неприятное недоразумение быстро выяснилось.
После Омска дорога потеряла прежний риск и опасность. К его особе стали проявлять интерес представители прессы. Во многих городах ему были организованы пышные встречи (Казань, Н. Новгород, Владимир, Москва, Тверь, Новгород).
После Омска дорога стала спокойнее. Начиная с Казани – в Нижнем Новгороде, Владимире, Москве, Твери Пешкову были организованы пышные встречи. Почти триумфальный прием его ожидал перед въездом в Петербург на 12-й версте Московского шоссе. Для торжественной встречи были выстроены два эскадрона лейб-гвардии Казачьего и Атаманского полков с трубачами и хорами полковых оркестров. Здесь же находилась кавалькада из нескольких сотен офицеров-кавалеристов, прибывших по собственной инициативе.
В Петербург Д. Н. Пешков прибыл 19 мая 1890 года. Беспримерное путешествие продолжалось 193 дня. За это время Серко и всадник преодолели 8283 версты (8 836 км). Средняя скорость в пути составляла 56 верст в сутки (60 км).
Около месяца провел Пешков в Петербурге. 23 мая 1890 г. он был представлен начальнику Главного Штаба генерал-адъютанту Н. Н. Обручеву. 27 мая на параде лейб-гвардии Конногренадерского и Уланского полков Император Александр III вручил Пешкову орден св. Анны 3-й степени. Случай с Пешковым был необычным с точки зрения бытовавшей практики. Награда была получена в минимальные сроки, без представления и без запрашивания непосредственных начальников. Ввиду очевидности значимости конного пробега Пешкова и его общественного резонанса представление было сразу подано на имя Императора.
После парада Пешкова пригласили на завтрак во дворец, где он был представлен всем членам Императорской Фамилии. 8 июня герой-путешественник удостоился приглашения на завтрак, устроенный Августейшим атаманом всех казачьих войск, Наследником Престола Николаем Александровичем. В этот день будущий Император Николай II принял в дар от Пешкова его коня Серого. Остаток жизни Серко провел в царских конюшнях и был похоронен в Царском Селе, на единственном в мире кладбище лошадей.

Кадр из фильма "Серко"
Кадр из фильма "Серко"


Дальнейшая судьба Пешкова
По Высочайшему повелению время, которое было потрачено на путь от Благовещенска до Петербурга, было зачтено Пешкову как командировка с соответствующей оплатой (двойные прогонные деньги составили сумму в 821 руб. 49 коп.) и предоставлением шестимесячного отпуска. Пешков провел его в путешествиях по святым местам Палестины.
По возвращении из отпуска он был зачислен в офицерскую кавалерийскую школу в Петербурге, где успешно закончил курс по отделу эскадронных и сотенных начальников. В 1898 г., уже находясь в своем полку, Пешков получил в награду чин есаула и принял участие в походе в Китай (1899—1900 гг.), за что в 1901 г. был удостоен двух орденов — св. Станислава 2-й степени с мечами и св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
В 1901 г. его вновь вызвали в Петербург и прикомандировали к Николаевскому кавалерийскому училищу, а в 1902 г. назначили исправлять там же должность командира казачьей сотни. В конце 1907 г., уже имея чин полковника, он был назначен командиром Амурского казачьего полка, но командовал полком недолго. Прибыв 20 марта 1908 г., он уже 15 августа подал в отставку и выехал в Петербург 12 декабря 1908 г.
По окончания учебы вернулся в свой полк, откуда и ушел в отставку в чине полковника в 1908 году. О том, как нес службу Д. Н. Пешков, свидетельствуют награды: ордена Святого Станислава 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени, серебряные медали – в память царствования императора Александра III и «За походъ в Китай 1900-1901 г.», итальянский офицерский крест ордена Св. Маврикия и Лазаря, французский Кавалерский крест Почетного легиона.

Мнения историков
Официально путешествие Пешкова считалось частным делом, но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что проходило оно по четкому графику, торжественные встречи были хорошо подготовлены, а подарки подобраны заранее и на дарственных надписях значились не случайные даты. Например, 3 мая 1890 года – именно тот день, когда путешественник прибыл в Москву. Словно кто-то знал об это загодя.
Может быть, путешествие амурского казака было разведкой перед поездкой цесаревича Николая? В 1891 году он, выполняя поручение отца, императора Александра III, на крейсере «Азов» отправился из Петербурга в путешествие на Восток, а затем проехал через всю Россию от Владивостока до столицы. Некоторые отрезки его пути совпадают с маршрутом Пешкова.
В 2006 году режиссер Жоэль Фарж снял франко-российский фильм о путешествии Пешкова, который назвал «Серко» с Алексеем Чадовым в главной роли. Роль Серко блистательно исполнили лошади из Московского КСК мерин Прометей и и кобыла Фея.