Сайт о лошадях KoHuKu.ru » Верховая езда » Обучение всадника » Техника и правила верховой езды в полевых условиях
Техника и правила верховой езды в полевых условиях
Особенности езды в поле. Езда в полевых условиях существенно отличается от езды в манеже. Прежде всего у всадника появляются новые ощущения от непривычной обстановки, вполне понятное волнение. К тому же лошади сильнее реагируют на внешние раздражители и меньше на воздействия средствами управления, но вместе с тем двигаются более энергично. Волнение от непривычности обстановки обычно очень скоро проходит, а лошади успокаиваются.
Посадка
Посадка всадника в поле должна быть несколько изменена. Стремя нужно укоротить на 1-2 отверстия в путлище и сделать больший упор в него. Положение корпуса при этом мало изменится на шагу и строевой рыси, а на галопе нужно сделать упор в колено и стремя, немного сместив стремя вперед, приподнять седалище от седла и подать корпус вперед. На галопе лошадь сама "берет" повод и у всадника появляется некоторый упор в него.
В полевых условиях лошадь и всадник двигаются без дорог, преодолевают самые разнообразные естественные препятствия, обходят некоторые помехи движению (стволы деревьев), уклоняются от помех (ветви деревьев) и могут попадать в самые неожиданные ситуации.
При езде в поле всадник лишен близкого контакта с инструктором, ему предоставляется большая, чем в манеже, самостоятельность.
Порядок движения. Основное построение группы туристов для езды в поле - колонна по одному с дистан цией в два корпуса и более. Возможно перестроение в шеренгу по одному при показе и объяснениях инструктора, в колонну по два на отдельных участках движения. В колонне по два интервал между всадниками должен быть минимальным, во избежание удара задними ногами лошади по соседней. В паре всадники должны ехать равняясь "стремя в стремя", соприкасаясь стременами.
Движение в поле совершается репризами (периодами), на шагу, рыси и галопе. Средняя скорость движения на шагу 1 км за 10 минут, на рыси - за 5 минут и на галопе - за 2,5-3 минуты. Продолжительность движения на том или ином аллюре определяется инструктором в зависимости от подготовленности всадников, состояния лошадей, местности и необходимости отработки новых элементов езды и управления лошадью. При этом нужно запомнить, что езда в поле, как и любая другая, начинается шагом, продолжительность которого не менее 10 минут, и оканчивается шагом не ближе чем за 2 км от турбазы (20 минут), причем последний километр желательно вести лошадь в поводу. При спешивании нужно отпустить подпруги на 2 отверстия и подтянуть стремя.
Во время езды строевой рысью диагонали конечностей лошади нагружаются неодинаково. Более загружа ется та диагональ, под которую облегчается всадник. Для устранения этого несоответствия нагрузок желательно время от времени менять ногу облегчения (сесть в седло и пропустить один темп).
Движение на подъемах. Подъемы бывают пологими и крутыми, короткими и затяжными. На всех подъемах желательно двигаться шагом. Короткие подъемы иногда преодолеваются скачками, на галопе, если лошадь сама избрала этот аллюр.
На подъемах центр тяжести лошади смещается назад, и для сохранения равновесия ей необходимо вытянуть шею и опустить голову. Всадник соответственно должен переместить свой центр тяжести вперед и управлением не помешать лошади уравновеситься. С этой целью необходимо усилить упор в стремя и подать корпус вперед, приподняв седалище от седла, отдать лошади повод настолько, насколько она попросит его вытягиванием шеи. Контакт со ртом лошади при этом должен сохраниться такой же, как и при езде по ровной местности.
Ни в коем случае нельзя использовать повод в качестве дополнительной точки опоры. Этим вы можете настолько помешать лошади уравновеситься, что перевернете ее через спину на крутом подъеме. Мера изменения посадки и отдачи повода будет определяться крутизной подъема. Чем круче подъем, тем энергичнее двигается лошадь.
На всех подъемах, кроме очень пологих, полезно, а на крутых совершенно необходимо правой рукой взять прядь гривы в области верхней трети шеи, напрячь мускулатуру руки: эти действия сместят центр тяжести всадника.
Упор в стремя самый сильный, колени предельно сжимают седло. Управление - одной левой рукой и шенкелями. На подъемах, кроме перевалов и конных троп, нужно двигаться только прямо. В противоположном случае на боковом склоне ноги лошади могут соскользнуть, и она упадет на бок.
Движение на спусках. Спуски, так же как и подъемы, бывают пологими и крутыми, короткими и затяжными. На спусках можно двигаться только шагом. Движение на пологих спусках рысью или галопом может "разбить" лошадь, повлечь заболевание плечевой мускулатуры и выход лошади из строя. На крутых спусках иной аллюр просто невозможен.
На спусках центр тяжести лошади перемещается вперед, и для сохранения равновесия она перемещает точки опоры - конечности - тоже вперед: передние - далеко за линию центра тяжести, а задние приближает к ней, сгибая их в скакательных суставах и опуская круп.
Неправильная посадка всадника на подъеме: он ищет в поводе дополнительную точку опоры, корпус "отстал" от движения
Такое положение конечностей возможно только при вытянутой шее и опущенной голове. Значит, всадник не должен помешать лошади вытянуть шею и опустить голову, он должен не набрать, а отдать повод.
Что касается положения корпуса, то казалось бы, нужно откинуть его и сместить центр тяжести назад, облегчив поддержание равновесия лошади. Действительность не подтверждает этого - лошади в таком положении опрокидываются на спину. Это станет понятным, если учесть, что центр тяжести лошади и центр тяжести всадника значительно удалены, лошадь пытается сохранить центр тяжести, а всадник меньшей массой, но значительным плечом рычага станет ее опрокидывать. Учитывая, что задние точки опоры лошади находятся впереди центра тяжести всадника, сцепление копыт с наклонной плоскостью мало, задние ноги скользят, попытка опрокинуть лошадь может удаться.
Таким образом, на спусках всадник должен не мешать лошади и постараться приблизить свой центр тяжести к центру тяжести лошади. Это становится возможным, если корпус несколько сместить назад и, не изменяя положения колена, одновременно наклонить его как можно ближе к шее лошади. Но в этом положении всадник, что совершенно естественно, испытывает неприятные ощущения. Поэтому вполне достаточно, если его корпус будет перпендикулярен корпусу лошади, как на шагу, или только слегка наклонен, как на тихом галопе.
Правильная посадка на спусках: усилить упор в стремя и колено, стремя переместить несколько вперед. Корпус всадника остается в том же положении, как и при езде шагом, независимо от крутизны спуска, повод отдан, сохраняется мягкий контакт со ртом лошади. Управление только поводом, так как шенкель отошел от бока лошади.
Подробность описания езды на спусках вызвана тем, что большинство туристов на спусках чувствует себя менее уверенно, чем на подъемах, а поэтому и опытные лошади спускаются под ними неохотно. Чтобы этого не происходило, нужно хорошо понять технику спуска и знать, что у лошади на спусках имеются большие возможности сохранять равновесие и что лошадь без всадника никогда не упадет на спусках, даже если она скользит, как на салазках, или спускается с вертикального обрыва высотой 2-2,5 м. На спусках нужно верить и доверять лошади, ее инстинкту и опыту и конечно же опыту инструктора, который знает, что все предлагаемые на тренировке спуски легко преодолимы.
Крутые спуски не включаются в маршрут путешествия, а служат только подготовительным упражнением на случай, если лошадь, например, сойдет с конной тропы.
Движение на спусках во время тренировочных занятий должно быть только по прямой линии. Если спускаться наискось или серпантином, то где - то сцепления копыт лошади с поверхностью земли может оказаться недостаточно, она начнет скользить и опрокинется набок.
Вы скажете: а как же быть на перевалах, где горные тропы прокладываются, как правило, серпантином? Здесь нет противоречия. Горные тропы, прокладываемые серпантином, вписываются в местность так, что не имеют бокового уклона, лошадь двигается по поднимающейся вверх горизонтальной ленте пути, как по винтовой лестнице.
Преодоление водных преград. Водные преграды преодолеваются только шагом строго по следу головного всадника. В данном случае дистанция сокращается до одного корпуса лошади. Преодоление водных преград не вызывает у туристов каких - либо затруднений и осложнений. Однако этот вид движения требует от всадников высокой собранности и самодисциплины. Дело в том, что лошади, разгоряченные ездой, с большим удовольствием идут в воду и неохотно из нее выходят. Поэтому нужно провести лошадь через воду без остановки, не позволяя ей опускать голову, пить и бить ногой по воде. Последнее действие лошади означает, что она собирается лечь.
Неправильная посадка всадника на спуске: откидыванием корпуса назад и натягиванием поводьев он мешает нормальному движению лошади
Посадка при преодолении водных преград обычная, характерная для движения на шагу, управление обычное, посыл более энергичный, упреждающий остановку. Всадники, переправившиеся на противоположный берег, делают остановку на некотором расстоянии от переправы, чтобы не мешать еще не переправившимся, и располагаются в шеренгу по одному, ожидая окончания переправы.
Езда по топкому , вязкому и скользкому грунту. Движение по топкому, вязкому и скользкому грунту пред ставляет для лошади определенные затруднения. На топком грунте лошадь видит только зеркальную поверхность воды, зрительно ориентируется по ней, а точки опоры находит наугад либо ощупью. Это требует от нее усилий по сохранению равновесия. Основная задача всадника - не мешать лошади и следить за соблюдением направления движения строго по следу предыдущего всадника: в топях часто бывают проложены тропы, схождение с которых небезопасно.
Движение только шагом, посадка с упором в стремя, седалище приподнято над седлом, что облегчит работу зада лошади, корпус слегка наклонен вперед, повод отдан лошади, насколько она этого просит. Не помешает, если всадник возьмет в правую руку прядь гривы - это поможет в случае, если лошадь оступится.
Езда по вязкому грунту требует от лошади большой затраты энергии и активной работы задних конечностей. По вязкому грунту лошадь передвигается более энергично. Управление и посадка те же, что и при движении по топкому грунту.
При движении по скользкому грунту лошади очень трудно сохранять равновесие. Такие места нужно пре одолевать на собранном шагу, а еще лучше сойти с лошади и двигаться пешком, ведя ее в поводу.
При езде по топкому и вязкому грунту не следует подъезжать к впереди идущей лошади во избежание травмирования ее конечностей (зарубка).
Езда по неровному грунту. При езде по неровному грунту, а также по кочковатой или заросшей кустарником местности, по старым вырубкам леса нужно двигаться только шагом, чтобы предупредить травмирование конечностей лошади (растяжения, вывихи, ранения и т. п.). Посадка всадника и использование средств управления обычные, от всадника требуется повышенная внимательность.
Езда в лесной местности. Лошадь, идущая по лесу, по инстинкту самосохранения проявляет большое внимание к своему пути. Однако рассчитывает она путь только для себя, не учитывая габариты всадника и вьюков. Поэтому всадник, едущий по лесу, должен быть особенно внимательным, собранным и в постоянной готовности применить все средства управления для отведения лошади от дерева во избежание травмирования коленей или повреждения вьюков. Необходимо следить и за высотой ветвей, оберегая голову от возможных травм.
Преодоление естественных препятствий. На трассе маршрута встретятся естественные препятствия - кана вы, промоины, поваленные деревья и т. п. Объехать их будет нельзя, значит, придется преодолевать. Главное условие для этого - почувствовать себя на другой стороне препятствия, не сосредоточивать на нем внимание и предоставить свободу лошади. Нужно твердо усвоить, что все естественные препятствия на трассах легко преодолимы для лошади, не представляют опасности и для всадника, а поэтому преодолевать их нужно спокойно.
Лошадь сама выберет наиболее простой способ преодоления препятствия. С этой целью отдайте ей повод, чтобы она могла опустить голову, иногда (поваленное дерево) понюхать препятствие.
Можно послать лошадь шенкелем, но не слишком энергично, чтобы она не преодолевала препятствие прыжком. Эта установка исходит из таких соображений: если на полевой езде всадник и может позволить себе удовольствие прыгать через канавы и деревья, то на трассе маршрута он уже этого делать не должен, так как будет обременен грузом во вьюках, что исключает прыжки.
Посадка при преодолении препятствий: корпус подан вперед, как на галопе, упор в стремя и колено.
Неподчинение лошади. Случаи неподчинения лошади воле всадника не исключены. В этом бывают, как правило, виноваты только сами туристы, поскольку сидят они на лошадях очень опытных, систематически выполняющих одну и ту же работу в одной и той же местности.
Неподчинение лошади происходит по трем причинам. Первая - неуверенность, волнение всадника. У лошади очень высокая тактильная чувствительность, и она до тонкостей ощущает нервное состояние всадника.
Безмолвный диалог всадника и лошади может выглядеть примерно так. Лошадь: "Ты волнуешься, неуверен - стоп, внимание, значит, ты видишь опасность, которой не вижу я, - будем начеку, подождем, когда выяснится обстановка. (Энергичный посыл всадника.) Ага, все в порядке, ну что ж, пошли дальше". Если энергичного посыла не последовало - тревожное положение не снято: "Опасность не исключена, подождем еще".
Этот диалог нужно исключить в пользу примерно такого. Всадник: "Все хорошо, все в порядке. Как здесь красиво и интересно! Вон лошади пошли на спуск, одна уже внизу, нам пора, пошли (посыл), милая, и мы с тобой, хорошо, все правильно, ах ты моя умница (уже внизу)". Или, например, перед промоиной: "Что это там впереди ? Ага, промоина, вполне преодолимая. А дальше ? До поворота все чисто. Вперед, дружок (посыл), такая уж у тебя работа". Лошадь: "Идти так идти. Как же тут лучше перебраться ? Пожалуй, лучше спущусь на дно, не прыгать же с таким весом на спине".
Одним словом, спокойный, уверенный в себе и лошади всадник не имеет случаев неподчинения лошади при посильных для нее требованиях.
Вторая причина - неумение, не стереотипные действия всадника по управлению лошадью. Лошадь: "Что же он от меня хочет ? Подождем, пусть получше объяснит".
Третья причина - недостаточно энергичные действия по управлению лошадью.
На практике лошадь не подчиняется неопытному всаднику частично по всем трем причинам.
Разберем на конкретных примерах некоторые случаи неподчинения лошади, их техническую сторону. Лошадь "закидывается", т. е. совершает движение не в ту сторону, куда ее направляет всадник, например сходит с тропы в сторону. В этом случае нужно повод, в сторону которого лошадь начинает совершать движение, круто взять на себя и к шее лошади и таким образом повернуть ее голову в сторону закидки, а другой повод несколько меньше набрать на себя, отвести от шеи лошади, резко усилив в то же время действие шенкеля со стороны закидки. Удержав таким образом лошадь от закидки, надо ее успокоить и энергично послать в требуемом направлении шенкелями, не ослабляя натяжения поводьев. Ошибка: всадник тянет повод противоположной самовольному движению лошади стороны, шенкеля не участвуют в управлении.
Другой пример - лошадь не заходит в воду. Главная причина неповиновения лошади - неуверенность всад ника. Следующий всадник должен обойти всадника, задерживающего движение. Задержавший должен успокоиться и энергично выслать лошадь вперед шенкелями вслед за обошедшим его всадником.
Когда лошадь отстает от идущих впереди лошадей, необходимо энергично выслать лошадь вперед шенке лями, а если это необходимо, то и хлыстом. Иногда для предупреждения отставания достаточно только взять в руку хлыст.
Если лошадь боится какого - нибудь предмета, то она смотрит на него со страхом, все время поворачивает голову в его сторону и старается обойти как можно дальше. Всаднику лучше всего совсем не сосредоточи вать своего внимания на предмете, испугавшем лошадь, не думать о нем и ехать так, как будто его совсем не существует. Не следует заставлять лошадь обязательно подойти к этому предмету, что еще более усилит ее страх. Нужно отвлечь ее внимание давлением противоположного шенкеля и обратным "постановлением" головы. Если позволяют дорожные условия, можно "закрыть" предмет другой лошадью, встав рядом с ней с противоположной стороны.
Лошадь "козлит", т. е. прыгает на месте, выгибая спину и опуская голову, бьет при этом задом. В этом поло жении очень легко вылететь из седла. Туристские лошади вряд ли будут тратить энергию на лишние движения, но "козлить" может и очень спокойная, добрая лошадь, если у нее болит спина, особенно во время посадки в седло в начале движения. При любых обстоятельствах нужно пресечь попытку лошади "козлить" самым энергичным посылом вперед и поднять ей голову поводьями. Затем разобраться в причине неповиновения и устранить ее.
Иногда лошадь становится на дыбы, т. е. на задние ноги, оторвав передние от земли. Это очень неустойчивое положение, и при неправильных действиях всадника лошадь может опрокинуться назад или упасть набок. Всаднику нужно освободить повод, схватиться рукой за гриву или за шею лошади и освободить ноги из стремян. Как только передние ноги лошади коснутся земли, нужно энергично послать ее вперед и поводом поднять ей голову, приняв одновременно положение правильной посадки.
Не следует спрыгивать с лошади, особенно не успев бросить стремя. Этим вы осложните ситуацию, сделав ее опасной. Если же, поднявшись на дыбы, лошадь начала опрокидываться, в последний момент оттолкнитесь от нее, чтобы не быть подмятым. Если оттолкнуться слишком рано, можно попасть под лошадь.
К сожалению, иногда туристы сами пытаются поднять лошадь на дыбы. Этого делать ни в коем случае нельзя, так как у лошади очень скоро вырабатывается дурная привычка, и она может стать непригодной для туризма.
Ситуация, когда лошадь понесла, не слушается поводьев, конечно, неприятная, но не безвыходная. Глав ное - не растеряться. Не нужно тянуть поводья - этим вы только поощрите лошадь, она с удовольствием ляжет в повод, а силой вы с ней не справитесь. Мгновенно оцените обстановку, наметьте направление движения и энергично наберите один нужный вам повод, не бросая и второй, продолжайте так поступать при движении по окружности, сокращая ее радиус. Очень скоро лошадь остановится.
Когда лошадь не хочет двигаться вперед с места, пытается встать на дыбы, "козлить", сворачивает в сторону конюшни или лошадей, спокойно и энергично посылайте ее вперед, не давайте опускать голову, поступайте как при поднятии на дыбы, когда она "козлит" и "закидывается". Можно развернуть лошадь в сторону, противоположную ее самовольному движению, и сделать осаживание, после чего повернуть в нужную сторону и энергично послать вперед. Полезную помощь может оказать сосед, если он подъедет к вашей лошади и поведет ее за собой.
Последние пять случаев неповиновения лошади возможны, но совершенно нетипичны для туристских лошадей, животных добронравных и исправно несущих свою службу на знакомых им, привычных маршрутах.
На занятиях инструктор дает советы туристам по применению того или иного технического приема для предот вращения неповиновения лошади в каждом конкретном случае, но основные причины всех случаев неподчинения - неуверенность всадника, недостаточно волевые его действия.
Мы уже советовали при езде в смене постоянно держать лошадь под контролем, сознательно и самостоя тельно отрабатывать технику управления лошадью. При езде в поле эти действия туристов не только продолжают сохранять свое значение, но и играют еще большую роль. За курс обучения верховой езде в полевых условиях надо получить максимум знаний по технике управления лошадью, так как в походе нужно уже отдыхать, а не учиться.
Посадка
Посадка всадника в поле должна быть несколько изменена. Стремя нужно укоротить на 1-2 отверстия в путлище и сделать больший упор в него. Положение корпуса при этом мало изменится на шагу и строевой рыси, а на галопе нужно сделать упор в колено и стремя, немного сместив стремя вперед, приподнять седалище от седла и подать корпус вперед. На галопе лошадь сама "берет" повод и у всадника появляется некоторый упор в него.
В полевых условиях лошадь и всадник двигаются без дорог, преодолевают самые разнообразные естественные препятствия, обходят некоторые помехи движению (стволы деревьев), уклоняются от помех (ветви деревьев) и могут попадать в самые неожиданные ситуации.
При езде в поле всадник лишен близкого контакта с инструктором, ему предоставляется большая, чем в манеже, самостоятельность.
Порядок движения. Основное построение группы туристов для езды в поле - колонна по одному с дистан цией в два корпуса и более. Возможно перестроение в шеренгу по одному при показе и объяснениях инструктора, в колонну по два на отдельных участках движения. В колонне по два интервал между всадниками должен быть минимальным, во избежание удара задними ногами лошади по соседней. В паре всадники должны ехать равняясь "стремя в стремя", соприкасаясь стременами.
Движение в поле совершается репризами (периодами), на шагу, рыси и галопе. Средняя скорость движения на шагу 1 км за 10 минут, на рыси - за 5 минут и на галопе - за 2,5-3 минуты. Продолжительность движения на том или ином аллюре определяется инструктором в зависимости от подготовленности всадников, состояния лошадей, местности и необходимости отработки новых элементов езды и управления лошадью. При этом нужно запомнить, что езда в поле, как и любая другая, начинается шагом, продолжительность которого не менее 10 минут, и оканчивается шагом не ближе чем за 2 км от турбазы (20 минут), причем последний километр желательно вести лошадь в поводу. При спешивании нужно отпустить подпруги на 2 отверстия и подтянуть стремя.
Во время езды строевой рысью диагонали конечностей лошади нагружаются неодинаково. Более загружа ется та диагональ, под которую облегчается всадник. Для устранения этого несоответствия нагрузок желательно время от времени менять ногу облегчения (сесть в седло и пропустить один темп).
Движение на подъемах. Подъемы бывают пологими и крутыми, короткими и затяжными. На всех подъемах желательно двигаться шагом. Короткие подъемы иногда преодолеваются скачками, на галопе, если лошадь сама избрала этот аллюр.
На подъемах центр тяжести лошади смещается назад, и для сохранения равновесия ей необходимо вытянуть шею и опустить голову. Всадник соответственно должен переместить свой центр тяжести вперед и управлением не помешать лошади уравновеситься. С этой целью необходимо усилить упор в стремя и подать корпус вперед, приподняв седалище от седла, отдать лошади повод настолько, насколько она попросит его вытягиванием шеи. Контакт со ртом лошади при этом должен сохраниться такой же, как и при езде по ровной местности.
Ни в коем случае нельзя использовать повод в качестве дополнительной точки опоры. Этим вы можете настолько помешать лошади уравновеситься, что перевернете ее через спину на крутом подъеме. Мера изменения посадки и отдачи повода будет определяться крутизной подъема. Чем круче подъем, тем энергичнее двигается лошадь.
На всех подъемах, кроме очень пологих, полезно, а на крутых совершенно необходимо правой рукой взять прядь гривы в области верхней трети шеи, напрячь мускулатуру руки: эти действия сместят центр тяжести всадника.
Упор в стремя самый сильный, колени предельно сжимают седло. Управление - одной левой рукой и шенкелями. На подъемах, кроме перевалов и конных троп, нужно двигаться только прямо. В противоположном случае на боковом склоне ноги лошади могут соскользнуть, и она упадет на бок.
Движение на спусках. Спуски, так же как и подъемы, бывают пологими и крутыми, короткими и затяжными. На спусках можно двигаться только шагом. Движение на пологих спусках рысью или галопом может "разбить" лошадь, повлечь заболевание плечевой мускулатуры и выход лошади из строя. На крутых спусках иной аллюр просто невозможен.
На спусках центр тяжести лошади перемещается вперед, и для сохранения равновесия она перемещает точки опоры - конечности - тоже вперед: передние - далеко за линию центра тяжести, а задние приближает к ней, сгибая их в скакательных суставах и опуская круп.
Неправильная посадка всадника на подъеме: он ищет в поводе дополнительную точку опоры, корпус "отстал" от движения
Такое положение конечностей возможно только при вытянутой шее и опущенной голове. Значит, всадник не должен помешать лошади вытянуть шею и опустить голову, он должен не набрать, а отдать повод.
Что касается положения корпуса, то казалось бы, нужно откинуть его и сместить центр тяжести назад, облегчив поддержание равновесия лошади. Действительность не подтверждает этого - лошади в таком положении опрокидываются на спину. Это станет понятным, если учесть, что центр тяжести лошади и центр тяжести всадника значительно удалены, лошадь пытается сохранить центр тяжести, а всадник меньшей массой, но значительным плечом рычага станет ее опрокидывать. Учитывая, что задние точки опоры лошади находятся впереди центра тяжести всадника, сцепление копыт с наклонной плоскостью мало, задние ноги скользят, попытка опрокинуть лошадь может удаться.
Таким образом, на спусках всадник должен не мешать лошади и постараться приблизить свой центр тяжести к центру тяжести лошади. Это становится возможным, если корпус несколько сместить назад и, не изменяя положения колена, одновременно наклонить его как можно ближе к шее лошади. Но в этом положении всадник, что совершенно естественно, испытывает неприятные ощущения. Поэтому вполне достаточно, если его корпус будет перпендикулярен корпусу лошади, как на шагу, или только слегка наклонен, как на тихом галопе.
Правильная посадка на спусках: усилить упор в стремя и колено, стремя переместить несколько вперед. Корпус всадника остается в том же положении, как и при езде шагом, независимо от крутизны спуска, повод отдан, сохраняется мягкий контакт со ртом лошади. Управление только поводом, так как шенкель отошел от бока лошади.
Подробность описания езды на спусках вызвана тем, что большинство туристов на спусках чувствует себя менее уверенно, чем на подъемах, а поэтому и опытные лошади спускаются под ними неохотно. Чтобы этого не происходило, нужно хорошо понять технику спуска и знать, что у лошади на спусках имеются большие возможности сохранять равновесие и что лошадь без всадника никогда не упадет на спусках, даже если она скользит, как на салазках, или спускается с вертикального обрыва высотой 2-2,5 м. На спусках нужно верить и доверять лошади, ее инстинкту и опыту и конечно же опыту инструктора, который знает, что все предлагаемые на тренировке спуски легко преодолимы.
Крутые спуски не включаются в маршрут путешествия, а служат только подготовительным упражнением на случай, если лошадь, например, сойдет с конной тропы.
Движение на спусках во время тренировочных занятий должно быть только по прямой линии. Если спускаться наискось или серпантином, то где - то сцепления копыт лошади с поверхностью земли может оказаться недостаточно, она начнет скользить и опрокинется набок.
Вы скажете: а как же быть на перевалах, где горные тропы прокладываются, как правило, серпантином? Здесь нет противоречия. Горные тропы, прокладываемые серпантином, вписываются в местность так, что не имеют бокового уклона, лошадь двигается по поднимающейся вверх горизонтальной ленте пути, как по винтовой лестнице.
Преодоление водных преград. Водные преграды преодолеваются только шагом строго по следу головного всадника. В данном случае дистанция сокращается до одного корпуса лошади. Преодоление водных преград не вызывает у туристов каких - либо затруднений и осложнений. Однако этот вид движения требует от всадников высокой собранности и самодисциплины. Дело в том, что лошади, разгоряченные ездой, с большим удовольствием идут в воду и неохотно из нее выходят. Поэтому нужно провести лошадь через воду без остановки, не позволяя ей опускать голову, пить и бить ногой по воде. Последнее действие лошади означает, что она собирается лечь.
Неправильная посадка всадника на спуске: откидыванием корпуса назад и натягиванием поводьев он мешает нормальному движению лошади
Посадка при преодолении водных преград обычная, характерная для движения на шагу, управление обычное, посыл более энергичный, упреждающий остановку. Всадники, переправившиеся на противоположный берег, делают остановку на некотором расстоянии от переправы, чтобы не мешать еще не переправившимся, и располагаются в шеренгу по одному, ожидая окончания переправы.
Езда по топкому , вязкому и скользкому грунту. Движение по топкому, вязкому и скользкому грунту пред ставляет для лошади определенные затруднения. На топком грунте лошадь видит только зеркальную поверхность воды, зрительно ориентируется по ней, а точки опоры находит наугад либо ощупью. Это требует от нее усилий по сохранению равновесия. Основная задача всадника - не мешать лошади и следить за соблюдением направления движения строго по следу предыдущего всадника: в топях часто бывают проложены тропы, схождение с которых небезопасно.
Движение только шагом, посадка с упором в стремя, седалище приподнято над седлом, что облегчит работу зада лошади, корпус слегка наклонен вперед, повод отдан лошади, насколько она этого просит. Не помешает, если всадник возьмет в правую руку прядь гривы - это поможет в случае, если лошадь оступится.
Езда по вязкому грунту требует от лошади большой затраты энергии и активной работы задних конечностей. По вязкому грунту лошадь передвигается более энергично. Управление и посадка те же, что и при движении по топкому грунту.
При движении по скользкому грунту лошади очень трудно сохранять равновесие. Такие места нужно пре одолевать на собранном шагу, а еще лучше сойти с лошади и двигаться пешком, ведя ее в поводу.
При езде по топкому и вязкому грунту не следует подъезжать к впереди идущей лошади во избежание травмирования ее конечностей (зарубка).
Езда по неровному грунту. При езде по неровному грунту, а также по кочковатой или заросшей кустарником местности, по старым вырубкам леса нужно двигаться только шагом, чтобы предупредить травмирование конечностей лошади (растяжения, вывихи, ранения и т. п.). Посадка всадника и использование средств управления обычные, от всадника требуется повышенная внимательность.
Езда в лесной местности. Лошадь, идущая по лесу, по инстинкту самосохранения проявляет большое внимание к своему пути. Однако рассчитывает она путь только для себя, не учитывая габариты всадника и вьюков. Поэтому всадник, едущий по лесу, должен быть особенно внимательным, собранным и в постоянной готовности применить все средства управления для отведения лошади от дерева во избежание травмирования коленей или повреждения вьюков. Необходимо следить и за высотой ветвей, оберегая голову от возможных травм.
Преодоление естественных препятствий. На трассе маршрута встретятся естественные препятствия - кана вы, промоины, поваленные деревья и т. п. Объехать их будет нельзя, значит, придется преодолевать. Главное условие для этого - почувствовать себя на другой стороне препятствия, не сосредоточивать на нем внимание и предоставить свободу лошади. Нужно твердо усвоить, что все естественные препятствия на трассах легко преодолимы для лошади, не представляют опасности и для всадника, а поэтому преодолевать их нужно спокойно.
Лошадь сама выберет наиболее простой способ преодоления препятствия. С этой целью отдайте ей повод, чтобы она могла опустить голову, иногда (поваленное дерево) понюхать препятствие.
Можно послать лошадь шенкелем, но не слишком энергично, чтобы она не преодолевала препятствие прыжком. Эта установка исходит из таких соображений: если на полевой езде всадник и может позволить себе удовольствие прыгать через канавы и деревья, то на трассе маршрута он уже этого делать не должен, так как будет обременен грузом во вьюках, что исключает прыжки.
Посадка при преодолении препятствий: корпус подан вперед, как на галопе, упор в стремя и колено.
Неподчинение лошади. Случаи неподчинения лошади воле всадника не исключены. В этом бывают, как правило, виноваты только сами туристы, поскольку сидят они на лошадях очень опытных, систематически выполняющих одну и ту же работу в одной и той же местности.
Неподчинение лошади происходит по трем причинам. Первая - неуверенность, волнение всадника. У лошади очень высокая тактильная чувствительность, и она до тонкостей ощущает нервное состояние всадника.
Безмолвный диалог всадника и лошади может выглядеть примерно так. Лошадь: "Ты волнуешься, неуверен - стоп, внимание, значит, ты видишь опасность, которой не вижу я, - будем начеку, подождем, когда выяснится обстановка. (Энергичный посыл всадника.) Ага, все в порядке, ну что ж, пошли дальше". Если энергичного посыла не последовало - тревожное положение не снято: "Опасность не исключена, подождем еще".
Этот диалог нужно исключить в пользу примерно такого. Всадник: "Все хорошо, все в порядке. Как здесь красиво и интересно! Вон лошади пошли на спуск, одна уже внизу, нам пора, пошли (посыл), милая, и мы с тобой, хорошо, все правильно, ах ты моя умница (уже внизу)". Или, например, перед промоиной: "Что это там впереди ? Ага, промоина, вполне преодолимая. А дальше ? До поворота все чисто. Вперед, дружок (посыл), такая уж у тебя работа". Лошадь: "Идти так идти. Как же тут лучше перебраться ? Пожалуй, лучше спущусь на дно, не прыгать же с таким весом на спине".
Одним словом, спокойный, уверенный в себе и лошади всадник не имеет случаев неподчинения лошади при посильных для нее требованиях.
Вторая причина - неумение, не стереотипные действия всадника по управлению лошадью. Лошадь: "Что же он от меня хочет ? Подождем, пусть получше объяснит".
Третья причина - недостаточно энергичные действия по управлению лошадью.
На практике лошадь не подчиняется неопытному всаднику частично по всем трем причинам.
Разберем на конкретных примерах некоторые случаи неподчинения лошади, их техническую сторону. Лошадь "закидывается", т. е. совершает движение не в ту сторону, куда ее направляет всадник, например сходит с тропы в сторону. В этом случае нужно повод, в сторону которого лошадь начинает совершать движение, круто взять на себя и к шее лошади и таким образом повернуть ее голову в сторону закидки, а другой повод несколько меньше набрать на себя, отвести от шеи лошади, резко усилив в то же время действие шенкеля со стороны закидки. Удержав таким образом лошадь от закидки, надо ее успокоить и энергично послать в требуемом направлении шенкелями, не ослабляя натяжения поводьев. Ошибка: всадник тянет повод противоположной самовольному движению лошади стороны, шенкеля не участвуют в управлении.
Другой пример - лошадь не заходит в воду. Главная причина неповиновения лошади - неуверенность всад ника. Следующий всадник должен обойти всадника, задерживающего движение. Задержавший должен успокоиться и энергично выслать лошадь вперед шенкелями вслед за обошедшим его всадником.
Когда лошадь отстает от идущих впереди лошадей, необходимо энергично выслать лошадь вперед шенке лями, а если это необходимо, то и хлыстом. Иногда для предупреждения отставания достаточно только взять в руку хлыст.
Если лошадь боится какого - нибудь предмета, то она смотрит на него со страхом, все время поворачивает голову в его сторону и старается обойти как можно дальше. Всаднику лучше всего совсем не сосредоточи вать своего внимания на предмете, испугавшем лошадь, не думать о нем и ехать так, как будто его совсем не существует. Не следует заставлять лошадь обязательно подойти к этому предмету, что еще более усилит ее страх. Нужно отвлечь ее внимание давлением противоположного шенкеля и обратным "постановлением" головы. Если позволяют дорожные условия, можно "закрыть" предмет другой лошадью, встав рядом с ней с противоположной стороны.
Лошадь "козлит", т. е. прыгает на месте, выгибая спину и опуская голову, бьет при этом задом. В этом поло жении очень легко вылететь из седла. Туристские лошади вряд ли будут тратить энергию на лишние движения, но "козлить" может и очень спокойная, добрая лошадь, если у нее болит спина, особенно во время посадки в седло в начале движения. При любых обстоятельствах нужно пресечь попытку лошади "козлить" самым энергичным посылом вперед и поднять ей голову поводьями. Затем разобраться в причине неповиновения и устранить ее.
Иногда лошадь становится на дыбы, т. е. на задние ноги, оторвав передние от земли. Это очень неустойчивое положение, и при неправильных действиях всадника лошадь может опрокинуться назад или упасть набок. Всаднику нужно освободить повод, схватиться рукой за гриву или за шею лошади и освободить ноги из стремян. Как только передние ноги лошади коснутся земли, нужно энергично послать ее вперед и поводом поднять ей голову, приняв одновременно положение правильной посадки.
Не следует спрыгивать с лошади, особенно не успев бросить стремя. Этим вы осложните ситуацию, сделав ее опасной. Если же, поднявшись на дыбы, лошадь начала опрокидываться, в последний момент оттолкнитесь от нее, чтобы не быть подмятым. Если оттолкнуться слишком рано, можно попасть под лошадь.
К сожалению, иногда туристы сами пытаются поднять лошадь на дыбы. Этого делать ни в коем случае нельзя, так как у лошади очень скоро вырабатывается дурная привычка, и она может стать непригодной для туризма.
Ситуация, когда лошадь понесла, не слушается поводьев, конечно, неприятная, но не безвыходная. Глав ное - не растеряться. Не нужно тянуть поводья - этим вы только поощрите лошадь, она с удовольствием ляжет в повод, а силой вы с ней не справитесь. Мгновенно оцените обстановку, наметьте направление движения и энергично наберите один нужный вам повод, не бросая и второй, продолжайте так поступать при движении по окружности, сокращая ее радиус. Очень скоро лошадь остановится.
Когда лошадь не хочет двигаться вперед с места, пытается встать на дыбы, "козлить", сворачивает в сторону конюшни или лошадей, спокойно и энергично посылайте ее вперед, не давайте опускать голову, поступайте как при поднятии на дыбы, когда она "козлит" и "закидывается". Можно развернуть лошадь в сторону, противоположную ее самовольному движению, и сделать осаживание, после чего повернуть в нужную сторону и энергично послать вперед. Полезную помощь может оказать сосед, если он подъедет к вашей лошади и поведет ее за собой.
Последние пять случаев неповиновения лошади возможны, но совершенно нетипичны для туристских лошадей, животных добронравных и исправно несущих свою службу на знакомых им, привычных маршрутах.
На занятиях инструктор дает советы туристам по применению того или иного технического приема для предот вращения неповиновения лошади в каждом конкретном случае, но основные причины всех случаев неподчинения - неуверенность всадника, недостаточно волевые его действия.
Мы уже советовали при езде в смене постоянно держать лошадь под контролем, сознательно и самостоя тельно отрабатывать технику управления лошадью. При езде в поле эти действия туристов не только продолжают сохранять свое значение, но и играют еще большую роль. За курс обучения верховой езде в полевых условиях надо получить максимум знаний по технике управления лошадью, так как в походе нужно уже отдыхать, а не учиться.
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
shareПоделиться новостью
Похожие новости
Популярное
Комментарии
comment
comment
comment
Комментарии (1)
Добавить комметарий