Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз

Anzhelika date_range08.03.2012, 04:43 chat_bubble_outline1 remove_red_eye17 585
Происхождение: Россия
Масть: рыжая, гнедая, чалая
Высота холки: 1,55 - 1,60 м
Использование: тяжелая упряжка
Советский тяжеловоз - совершенно уникальная порода. Как ни одна другая из тяжеловозных пород, она обладает целым набором ценных качеств, и все они выражены в наивысшей степени. Важнейшее свойство - это их непревзойденная могучая сила. Как рабочая лошадь, советский тяжеловоз не имеет соперников, на кумысных фермах кобылы советской тяжеловозной породы - самые обильномолочные, в мясном коневодстве породе также нет равных по ее большой массе и скороспелости.


Фото советского тяжеловоза


Происхождение. Выведены советские тяжеловозы скрещиванием бельгийских тяжеловозов брабансонов с местными лошадьми упряжного типа и другими породами. В дальних рядах родословных советских тяжеловозов можно найти таких предков, как битюги, першероны, ардены, суффольки.
В Россию завозить брабансонов начали еще во второй половине XIX века. Почему же при работе с брабансонами у нас не пошли по пути их чистопородного разведения? Ведь из Бельгии были привезены как жеребцы, так и кобылы, тем более что по крупности и силе брабансоны вполне удовлетворяли самым высоким требованиям. Дело в том, что брабансоны с их сырой и рыхлой конституцией были плохо приспособлены к более суровому русскому климату. Они имели склонность к мокрецам, а некоторые – гниению стрелки и тканей конечностей. Скрещивание брабансонов с местными кобылами сухой конституции эти недостатки устраняло. Кроме того, грубоватое сложение бельгийских тяжеловозов не удовлетворяло русскому вкусу к конской красоте и гармонии форм.
Началась работа над созданием новой породы. Основную роль в ее формировании сыграли брабансоны Божё (бурый, 1919 г. р.), Эндижен де Леваль (рыжий, 1923 г. р.), Клерон Реми (рыже-чалый, 1910 г. р.) и Полэн де Вер (рыжий в седине, 1921 г. р.). Постепенно в Починковском конном заводе Горьковской области (ныне – Нижегородской) и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Горьковской, Ярославской, Владимирской областей и в Мордовской АССР был создан большой массив племенных лошадей тяжеловозного типа, значительно отличавшихся от выводных брабансонов. Эти лошади были несколько мельче «бельгийцев», но намного суше, гармоничнее и подвижнее. Такой тип лошадей вполне отвечал требованиям советского сельского хозяйства.
Новая порода тяжеловозов под названием «советская тяжеловозная» получила официальное признание в 1952 году.
Порода рекордистов. Достаточно быстро новая порода получила широкое распространение и стала лидирующей среди всех тяжеловозных пород страны. Популярность советского тяжеловоза объяснялась просто – эти лошади по своим основным качествам: рабочим, мясным и молочным – в комплексе существенно превосходят лошадей других пород.
В 1957 году коневодческая общественность была потрясена уникальным рекордом грузоподъемности, установленным на Тамбовском ипподроме гнедо-чалым шестилетним жеребцом Форсом. Эта лошадь вывезла огромный груз, размещенный на целом «поезде» – сцепе нескольких повозок: его общий вес составил почти 23 тонны (22991 кг), а пройденное расстояние – 35 метров. Это был абсолютный рекорд грузоподъемности тяжеловозов.
Но советский тяжеловоз – это не только лошадь шага. Он энергичен, вынослив и хорошо идет также рысью с грузом. Высокие и разносторонние рабочие качества советских тяжеловозов подтверждают результаты специальных испытаний. С 1960 по 1990 годы эти испытания проводились ежегодно на самом высоком уровне – на Всесоюзных соревнованиях конников. Они состояли из трех частей: испытания на скорость доставки груза весом 1,5 тонны рысью на дистанцию 2 км, на скорость доставки груза весом 4,5 тонны шагом и на тяговую выносливость (расстояние, которое лошадь сможет пройти с грузом 9 тонн). В испытаниях участвовали лучшие представители одиннадцати упряжных рабочих пород лошадей, разводившихся в СССР. Победителю этого «троеборья» присваивалось звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов». И чаще всех прочих пород это звание получали советские тяжеловозы.


Фото советского тяжеловоза


Рекордную скорость доставки груза шагом на 2000 м – 11 мин 51,8 сек – продемонстрировал в 1971 году в Пскове рыжий жеребец Зубр (Брамин – Звезда). Его результат является лучшим для лошадей всех пород. За советским тяжеловозом и еще один абсолютный рекорд – в испытаниях на тяговую выносливость. Его установила в 1968 году в Пскове рыжая кобыла Русалка (Ливень – Реактивная): развивая силу тяги 300 кг, она прошла 2131,17 м.
В скорости доставки груза рысью лучший для породы результат показала в 1968 году рыжая кобыла Рафия (Карабин – Рогатина I). А рекорд максимальной силы тяги (888 кг) установила в 1985 году в Львове бурая кобыла Вятка (Краб – Венера).
Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. Наибольшее влияние на развитие породы оказал выводной из Бельгии брабансон Божё – родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его сына Режима и правнуков Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.
Наиболее ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено сегодня в Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и в Мордовском конном заводе.
Лошади Починковского конного завода отличаются особенно ярко выраженной породностью тяжеловоза. Они крупны, массивны, с длинным корпусом и крепкими правильно поставленными ногами.
Тип лошадей Мордовского завода формировался не только на основе поглотительного скрещивания брабансонов с помесными лошадьми упряжного склада, но и под влиянием крови лошадей суффолькской породы. Суффольки придали им сухость, хорошие движения и энергичный темперамент. Наибольшую роль в этом сыграл выводной из Англии рыжий суффолькский жеребец Сюдборн Пионер, 1914 г.р. Лошади Мордовского завода среднего роста и компактного сложения.
Поголовье Перевозского конного завода сформировано в основном за счет племенного материала Мордовского и в меньшей мере Починковского конных заводов. Там создан весьма ценный состав маток, отличающихся средним ростом и гармоничным сложением.

Советский тяжеловоз сегодня. К году своего пятидесятилетия советская тяжеловозная порода достигла высокого уровня совершенства. Созданы две новые ценные линии: Феномена и Омуля. В породе появились лошади идеального типа и экстерьера. Это матка-родоначальница Рессора, 1963 г.р., давшая ряд ценнейших заводских жеребцов и кобыл, в том числе замечательного и по себе и по потомству жеребца Рафинада 1979 г.р. От Рафинада в Починковском заводе получена группа прекрасных заводских кобыл и два великолепных жеребца-производителя, неизменно вызывающие восторг и восхищение: трижды чемпион Всероссийских выставок среди всех пород Капрал (1989 г. р.) и чемпион породы Рафинер (1992 г.р.).
Существовало мнение, что идеальных лошадей не бывает. И действительно, до 70-х годов таковых в советской тяжеловозной породе не было. Даже самый лучший в породе, выдающийся производитель, бурый жеребец 477 Режим (1938 г.р.), имел небезупречный экстерьер: мягкая спина, крутые бабки. Режим считался достаточно крупным жеребцом – 162 см в холке. На ВСХВ 1940 года он получил Диплом I степени.
Капрал и Рафинер рядом с Режимом казались бы великанами – их рост 167 см, и при этом оба обладают идеальным экстерьером. Их живая масса приближается к тонне, но благодаря совершенной гармонии форм телосложения эти лошади не выглядят громоздкими.
Быстрый прогресс породы – не случайное явление. В практике племенной работы, которой руководили ученые селекционного центра ВНИИ коневодства, были использованы эффективные научные разработки в области теории разведения по линиям, опирающиеся на новейшую парадигму науки – системную концепцию, при которой порода рассматривается как закономерная иерархическая система линий. Использование этого подхода позволило впервые обосновать оптимальную модель структуры породы и эффективно управлять эволюционным процессом. Это обеспечило быстрый качественный прогресс породы, несмотря на трудности, с которыми столкнулось коннозаводство за последнее десятилетие.
А проблемы возникли нешуточные. Самым страшным было резкое сокращение маточного поголовья породы: в ведущем конном заводе – Починковском – из 150-ти кобыл осталось 70, в Мордовском – 30 из 50-ти. В связи с этим обострилась проблема генеалогического замыкания породы. Возникла необходимость «освежения крови».
Резко ухудшились условия содержания, кормления и ветеринарного обслуживания лошадей. Полное упразднение обязательного моциона молодняка, жеребцов и кобыл привело в Починковском заводе к катастрофическому снижению воспроизводства: в 2002 году там было получено всего 22 жеребенка.
Совершенно очевидно, что важнейшие задачи сегодняшнего дня и на ближайшую перспективу – восстановление численности маточного поголовья и наведение надлежащего технологического порядка, особенно в Починковском заводе. Тем более что конъюнктура конского рынка складывается благоприятно – на тяжеловозов, особенно советских, повышается спрос, растут цены. Коневодам, работающим с породой, важно не упустить свой шанс!


Фото советского тяжеловоза


Лошади советской тяжеловозной породы – самые крупные среди тяжеловозов: их высота в холке составляет 160-170 см, живая масса – от 700 до 1000 кг. У них средняя по величине голова, мускулистая шея средней длины, широкая низкая холка, широкая, иногда мягкая, спина, ровная широкая поясница, очень широкий, раздвоенный и свислый круп. Грудь широкая, с округлыми ребрами, ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие, копыта правильной формы. Иногда встречается косолапость, саблистость и мягкие бабки. Оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная. Преобладающие масти – рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая. Конституция у большинства советских тяжеловозов крепкая, рыхлость и сырость встречается только у отдельных лошадей. Темперамент спокойный.
Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы. С двух с половиной – трех лет они могут выполнять сельскохозяйственные работы, а с трех лет поступают в производящий состав. Жеребята растут очень быстро, достигая к шестимесячному возрасту 365-375 кг, а к одному году – 525-540 кг.
Плодовитость советских тяжеловозов средняя (выход жеребят в конных заводах 65-75%). Срок племенного использования в большинстве случаев ограничивается 16-17 годами. Правда, отдельные производители и матки давали приплод до двадцатилетнего возраста и старше.
Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потренецензурное слово дешевые объемистые корма – все это очень полезные качества и в мясном коневодстве, где советский тяжеловоз – очень перспективный улучшатель поголовья.
Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства в период с 1976 по 1982 годы их молочная продуктивность за полную лактацию (239 дней) составляла в среднем 3317 л. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины – 6173 л молока за 338 дней лактации.
При скрещивании советского тяжеловоза с местными малоулучшенными лошадьми уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.