Советский тяжеловоз

Просмотров: 15788 | Автор: Anzhelika | 08.03.2012
Происхождение: Россия
Масть: рыжая, гнедая, чалая
Высота холки: 1,55 - 1,60 м
Использование: тяжелая упряжка
Советский тяжеловоз - совершенно уникальная порода. Как ни одна другая из тяжеловозных пород, она обладает целым набором ценных качеств, и все они выражены в наивысшей степени. Важнейшее свойство - это их непревзойденная могучая сила. Как рабочая лошадь, советский тяжеловоз не имеет соперников, на кумысных фермах кобылы советской тяжеловозной породы - самые обильномолочные, в мясном коневодстве породе также нет равных по ее большой массе и скороспелости.

Советский тяжеловоз
Фото советского тяжеловоза


Происхождение. Выведены советские тяжеловозы скрещиванием бельгийских тяжеловозов брабансонов с местными лошадьми упряжного типа и другими породами. В дальних рядах родословных советских тяжеловозов можно найти таких предков, как битюги, першероны, ардены, суффольки.
В Россию завозить брабансонов начали еще во второй половине XIX века. Почему же при работе с брабансонами у нас не пошли по пути их чистопородного разведения? Ведь из Бельгии были привезены как жеребцы, так и кобылы, тем более что по крупности и силе брабансоны вполне удовлетворяли самым высоким требованиям. Дело в том, что брабансоны с их сырой и рыхлой конституцией были плохо приспособлены к более суровому русскому климату. Они имели склонность к мокрецам, а некоторые – гниению стрелки и тканей конечностей. Скрещивание брабансонов с местными кобылами сухой конституции эти недостатки устраняло. Кроме того, грубоватое сложение бельгийских тяжеловозов не удовлетворяло русскому вкусу к конской красоте и гармонии форм.
Началась работа над созданием новой породы. Основную роль в ее формировании сыграли брабансоны Божё (бурый, 1919 г. р.), Эндижен де Леваль (рыжий, 1923 г. р.), Клерон Реми (рыже-чалый, 1910 г. р.) и Полэн де Вер (рыжий в седине, 1921 г. р.). Постепенно в Починковском конном заводе Горьковской области (ныне – Нижегородской) и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Горьковской, Ярославской, Владимирской областей и в Мордовской АССР был создан большой массив племенных лошадей тяжеловозного типа, значительно отличавшихся от выводных брабансонов. Эти лошади были несколько мельче «бельгийцев», но намного суше, гармоничнее и подвижнее. Такой тип лошадей вполне отвечал требованиям советского сельского хозяйства.
Новая порода тяжеловозов под названием «советская тяжеловозная» получила официальное признание в 1952 году.
Порода рекордистов. Достаточно быстро новая порода получила широкое распространение и стала лидирующей среди всех тяжеловозных пород страны. Популярность советского тяжеловоза объяснялась просто – эти лошади по своим основным качествам: рабочим, мясным и молочным – в комплексе существенно превосходят лошадей других пород.
В 1957 году коневодческая общественность была потрясена уникальным рекордом грузоподъемности, установленным на Тамбовском ипподроме гнедо-чалым шестилетним жеребцом Форсом. Эта лошадь вывезла огромный груз, размещенный на целом «поезде» – сцепе нескольких повозок: его общий вес составил почти 23 тонны (22991 кг), а пройденное расстояние – 35 метров. Это был абсолютный рекорд грузоподъемности тяжеловозов.
Но советский тяжеловоз – это не только лошадь шага. Он энергичен, вынослив и хорошо идет также рысью с грузом. Высокие и разносторонние рабочие качества советских тяжеловозов подтверждают результаты специальных испытаний. С 1960 по 1990 годы эти испытания проводились ежегодно на самом высоком уровне – на Всесоюзных соревнованиях конников. Они состояли из трех частей: испытания на скорость доставки груза весом 1,5 тонны рысью на дистанцию 2 км, на скорость доставки груза весом 4,5 тонны шагом и на тяговую выносливость (расстояние, которое лошадь сможет пройти с грузом 9 тонн). В испытаниях участвовали лучшие представители одиннадцати упряжных рабочих пород лошадей, разводившихся в СССР. Победителю этого «троеборья» присваивалось звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов». И чаще всех прочих пород это звание получали советские тяжеловозы.

Советский тяжеловоз
Фото советского тяжеловоза


Рекордную скорость доставки груза шагом на 2000 м – 11 мин 51,8 сек – продемонстрировал в 1971 году в Пскове рыжий жеребец Зубр (Брамин – Звезда). Его результат является лучшим для лошадей всех пород. За советским тяжеловозом и еще один абсолютный рекорд – в испытаниях на тяговую выносливость. Его установила в 1968 году в Пскове рыжая кобыла Русалка (Ливень – Реактивная): развивая силу тяги 300 кг, она прошла 2131,17 м.
В скорости доставки груза рысью лучший для породы результат показала в 1968 году рыжая кобыла Рафия (Карабин – Рогатина I). А рекорд максимальной силы тяги (888 кг) установила в 1985 году в Львове бурая кобыла Вятка (Краб – Венера).
Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. Наибольшее влияние на развитие породы оказал выводной из Бельгии брабансон Божё – родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его сына Режима и правнуков Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.
Наиболее ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено сегодня в Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и в Мордовском конном заводе.
Лошади Починковского конного завода отличаются особенно ярко выраженной породностью тяжеловоза. Они крупны, массивны, с длинным корпусом и крепкими правильно поставленными ногами.
Тип лошадей Мордовского завода формировался не только на основе поглотительного скрещивания брабансонов с помесными лошадьми упряжного склада, но и под влиянием крови лошадей суффолькской породы. Суффольки придали им сухость, хорошие движения и энергичный темперамент. Наибольшую роль в этом сыграл выводной из Англии рыжий суффолькский жеребец Сюдборн Пионер, 1914 г.р. Лошади Мордовского завода среднего роста и компактного сложения.
Поголовье Перевозского конного завода сформировано в основном за счет племенного материала Мордовского и в меньшей мере Починковского конных заводов. Там создан весьма ценный состав маток, отличающихся средним ростом и гармоничным сложением.

Советский тяжеловоз сегодня. К году своего пятидесятилетия советская тяжеловозная порода достигла высокого уровня совершенства. Созданы две новые ценные линии: Феномена и Омуля. В породе появились лошади идеального типа и экстерьера. Это матка-родоначальница Рессора, 1963 г.р., давшая ряд ценнейших заводских жеребцов и кобыл, в том числе замечательного и по себе и по потомству жеребца Рафинада 1979 г.р. От Рафинада в Починковском заводе получена группа прекрасных заводских кобыл и два великолепных жеребца-производителя, неизменно вызывающие восторг и восхищение: трижды чемпион Всероссийских выставок среди всех пород Капрал (1989 г. р.) и чемпион породы Рафинер (1992 г.р.).
Существовало мнение, что идеальных лошадей не бывает. И действительно, до 70-х годов таковых в советской тяжеловозной породе не было. Даже самый лучший в породе, выдающийся производитель, бурый жеребец 477 Режим (1938 г.р.), имел небезупречный экстерьер: мягкая спина, крутые бабки. Режим считался достаточно крупным жеребцом – 162 см в холке. На ВСХВ 1940 года он получил Диплом I степени.
Капрал и Рафинер рядом с Режимом казались бы великанами – их рост 167 см, и при этом оба обладают идеальным экстерьером. Их живая масса приближается к тонне, но благодаря совершенной гармонии форм телосложения эти лошади не выглядят громоздкими.
Быстрый прогресс породы – не случайное явление. В практике племенной работы, которой руководили ученые селекционного центра ВНИИ коневодства, были использованы эффективные научные разработки в области теории разведения по линиям, опирающиеся на новейшую парадигму науки – системную концепцию, при которой порода рассматривается как закономерная иерархическая система линий. Использование этого подхода позволило впервые обосновать оптимальную модель структуры породы и эффективно управлять эволюционным процессом. Это обеспечило быстрый качественный прогресс породы, несмотря на трудности, с которыми столкнулось коннозаводство за последнее десятилетие.
А проблемы возникли нешуточные. Самым страшным было резкое сокращение маточного поголовья породы: в ведущем конном заводе – Починковском – из 150-ти кобыл осталось 70, в Мордовском – 30 из 50-ти. В связи с этим обострилась проблема генеалогического замыкания породы. Возникла необходимость «освежения крови».
Резко ухудшились условия содержания, кормления и ветеринарного обслуживания лошадей. Полное упразднение обязательного моциона молодняка, жеребцов и кобыл привело в Починковском заводе к катастрофическому снижению воспроизводства: в 2002 году там было получено всего 22 жеребенка.
Совершенно очевидно, что важнейшие задачи сегодняшнего дня и на ближайшую перспективу – восстановление численности маточного поголовья и наведение надлежащего технологического порядка, особенно в Починковском заводе. Тем более что конъюнктура конского рынка складывается благоприятно – на тяжеловозов, особенно советских, повышается спрос, растут цены. Коневодам, работающим с породой, важно не упустить свой шанс!

Советский тяжеловоз
Фото советского тяжеловоза


Лошади советской тяжеловозной породы – самые крупные среди тяжеловозов: их высота в холке составляет 160-170 см, живая масса – от 700 до 1000 кг. У них средняя по величине голова, мускулистая шея средней длины, широкая низкая холка, широкая, иногда мягкая, спина, ровная широкая поясница, очень широкий, раздвоенный и свислый круп. Грудь широкая, с округлыми ребрами, ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие, копыта правильной формы. Иногда встречается косолапость, саблистость и мягкие бабки. Оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная. Преобладающие масти – рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая. Конституция у большинства советских тяжеловозов крепкая, рыхлость и сырость встречается только у отдельных лошадей. Темперамент спокойный.
Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы. С двух с половиной – трех лет они могут выполнять сельскохозяйственные работы, а с трех лет поступают в производящий состав. Жеребята растут очень быстро, достигая к шестимесячному возрасту 365-375 кг, а к одному году – 525-540 кг.
Плодовитость советских тяжеловозов средняя (выход жеребят в конных заводах 65-75%). Срок племенного использования в большинстве случаев ограничивается 16-17 годами. Правда, отдельные производители и матки давали приплод до двадцатилетнего возраста и старше.
Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потреблять дешевые объемистые корма – все это очень полезные качества и в мясном коневодстве, где советский тяжеловоз – очень перспективный улучшатель поголовья.
Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства в период с 1976 по 1982 годы их молочная продуктивность за полную лактацию (239 дней) составляла в среднем 3317 л. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины – 6173 л молока за 338 дней лактации.
При скрещивании советского тяжеловоза с местными малоулучшенными лошадьми уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.

comments powered by HyperComments

Зарегистрироваться
Мини чат
Правила общения в чате
Mirafella
Mirafella
Сегодня в 22:37:38

миринда, как дела? ^^
миринда
миринда
12 ноября 2017

Mirafella, привет
миринда
миринда
12 ноября 2017

Matveev, привет
Mirafella
Mirafella
12 ноября 2017

привет
Matveev
Matveev
11 ноября 2017

Всем привет
миринда
миринда
6 ноября 2017

да не чего
Добрый Конь
Добрый Конь
4 ноября 2017

миринда, что там тебе поменять надо ?
миринда
миринда
30 октября 2017

мириндане чтото пошло н так, он не поменялся
миринда
миринда
30 октября 2017

я поменяла ник а то это рандомный был,а кто знает игру ловади я там зарегистрирована gerl_curtsey
миринда
миринда
30 октября 2017

я тут 5 уровень амазонки пройти не могу и выглядит это примерно так 571 и так 246
Добрый Конь
Добрый Конь
29 октября 2017

миринда, привет )
миринда
миринда
29 октября 2017

570 всем привет
Добрый Конь
Добрый Конь
21 октября 2017

Хлебушек, привет , посмотри на сайте в раздели Игры про лошадей и выбери и скачай игру )
Хлебушек
Хлебушек
18 октября 2017

Онлайн
Хлебушек
Хлебушек
18 октября 2017

Я хотела скачать игру про лошадей только не стар стейбл
Хлебушек
Хлебушек
18 октября 2017

Привет всем!
Добрый Конь
Добрый Конь
3 октября 2017

Предлагаем идеи для опубликования статьей или иной информации о лошадях и конном спорте winked
Конь
Конь
30 сентября 2017

Nelson, ПРОВЕРЬТЕ ВАШИЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Конь
Конь
30 сентября 2017

Nelson, какого именно числа украли лошадей ?
Nelson
Nelson
30 сентября 2017

Коллеги! Случилось у нас страшное ЧП! В городе Елец Липецкой области украли трех лошадей! Полиции откровенно плевать, пытаемся искать своими силами. Известно, что 1 сентября воры пришли со стороны села Становое Елецкого района, украв там коров и лошадей они добрались до города. Прошу советов и помощи, лошади очень дороги. ПОМОГИТЕ!!!!!
Конь
Конь
29 сентября 2017

фалька, как видишь , но он потихоньку живет и я немного приглядываю за ним , просто тут нет активности sorry
Конь
Конь
29 сентября 2017

Iron_Girl, заработать ? ну если заниматься гор. прокатом то это надо разрешения и т.п. но заниматься этим я не советую так как есть большой риск что животное можно серьёзно покалечить
фалька
фалька
23 сентября 2017

Сайт что никто не курирует?
фалька
фалька
23 сентября 2017

Всем привет)))
Небесный Гвардеец
Небесный Гвардеец
23 сентября 2017

Iron_Girl, Сомневаюсь, что по существу ответят, тут людей толком не осталось, только призраки прошлого...
Iron_Girl
Iron_Girl
20 сентября 2017

Ребят, привет!) А как на своей лошадке можно вообще зааботать? Помимо уроков и прогулок
Ева Green
Ева Green
13 сентября 2017

как у вас дела fellow
Ева Green
Ева Green
13 сентября 2017

привет hello
Ева Green
Ева Green
11 сентября 2017

привет хочу первый раз опчаться
Конь
Конь
3 сентября 2017

всем привет popkorn
Аркадьева Таня
Аркадьева Таня
1 сентября 2017

Всем здравствуйте. Поздравляю всех вас с 1 сентября с днём знаний. by
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
21 августа 2017

Пасётесь?))
12345678
12345678
12 августа 2017

Хелооу
Конь
Конь
30 июля 2017

РыжаЯвШляпе, в вк все норм=)
Конь
Конь
30 июля 2017

всем привет
12345678
12345678
25 июля 2017

Здравствуйте
зальта.
зальта.
25 июля 2017

привеет
Аркадьева Таня

Всем здравствуйте. Рада всех видеть. by
Боевой Конь
Боевой Конь
19 июля 2017

Пивет)
dolphin
dolphin
7 июля 2017

салам.?
РыжаЯвШляпе

"там")))
РыжаЯвШляпе

Доброе время. А что, в ВК всё ещё живенько? Что-то у меня дам пара аккаунтов навернулись, да и конь с ними.
Kronos
Kronos
25 июня 2017

От взлома ВК только смена id и пароля помогает)
Kronos
Kronos
25 июня 2017

Добрый вечер))
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
18 июня 2017

Понятно. Бывает.
Конь
Конь
15 июня 2017

всем привет , мою страницу в вк взломали - если вам там от меня какую либо чушь написала то прошу меня извинить
РыжаЯвШляпе

Посетим как-нибудь.
Фрок
Фрок
2 июня 2017

Добрый день. Спустя 2 года я решил зайти сюда вновь. Сайт еще мертвее, чем был тогда. Приятно было пролистать чат, увидеть, что старые знакомые его тоже не забыли. Я даже удивлен, что кто-то еще заходит. Видимо, не мне одному этот сайт был дорог и будет.
Что ж. Вернусь опять через года или два. Удачи всем, кто посетит это место.
РыжаЯвШляпе

С какой стороны это вас задевает?
Небесный Гвардеец

Что же вы не как не смиритесь с тем, что сайт умер. Все эти попытки и идеи, которые периодически выскакивают в чате - не более чем тыканье палкой уже разложившегося труппа.
Архив сообщений чата
Необходима регистрация.
Последние сообщения:
  • Форум
  • Альбом
Кто на сайте?
Сейчас на сайте: 62, из них:
Зарегистрированных: 1
Роботов: 4
Гостей: 57
Популярное:
А так же: