Сайт о лошадях KoHuKu.ru » Верховая езда » Обучение лошади » Развитие правильного положения шеи
Развитие правильного положения шеи

Развитие правильного положения шеи

Natali date_range01.11.2013, 18:01 chat_bubble_outline1 remove_red_eye5 454
Чарльз де Канффи
Перевод c английского Horseline.ru
Тренер по классической выездке Чарльз де Канффи представляет свой взгляд на методику развития шеи лошади и рассказывает о своих успехах в области сбора.



Когда я был начинающим всадником и обучался в Венгрии, я вспоминаю три революционных открытия, которые изменили все. Как и всех новичков, меня впечатляла работа мастеров, когда лошади в их руках двигались, округляя свои широкие шеи, и они не шли ни в какое сравнение с лошадьми, имеющими сходство со скаковыми с тонкими и провисшими шеями. Будучи очень прагматичным и стараясь добиваться поставленных целей как можно быстрее, самым легким способом округлить шею казалось можно с помощью руки и повода. Но мои тренеры сказали, что это не правильно, вызвав во мне чувство отчаяния. Как же, не работая над шеей лошади, можно добиться такого округлого положения и высокого выхода?

Поддерживаемые моим непреклонным тренером, мои терпеливые лошади в скором времени позволили мне сделать потрясающее открытие: лучшего положения шеи я могу добиться, активизируя задние ноги, а не работой повода. Смысл данного открытия схож с принципом заметания пыли в совок веником. Когда вы подметаете, совок двигаете навстречу пыли, чтобы загнать ее в совок. Он должен двигаться так, чтобы можно было собрать мусор. Точно так же и лошадь собирается от заднего отдела путем активизации задних ног, при этом с помощью повода создается своеобразный коридор, чтобы она могла свободно двигаться. Попытка добиться сбора работой над шеей лошади блокирует передний отдел лошади. Сдерживание поводом лишает задние ноги лошади возможности поддерживать всадника.

В продолжение вышесказанного я понял, что данный принцип основывается на трех "китах":



Шея (самый доступный способ управления)
Спина (требует больше знаний и навыков для управления). Если у лошади так называемая "разогретая" спина - свободная, гибкая, с хорошей амплитудой движения - она способна поднять всадника. Это почти то же самое, что если сидеть на присоске: она поднимается и поддерживает корпус всадника. С другой стороны, если у лошади "зажатая" спина - прогнутая и не эластичная - этого эффекта не получится.
Задний отдел (задние ноги должны двигать таз вперед для того, чтобы опустить круп и создать активное движение пояснично-кресцового отдела). Данный момент очень часто игнорируется всадниками. Если бы этот вопрос рассматривался, то намного больше лошадей были бы способны опускать свой корпус вниз с большой амплитудой, используя эластичные суставы. Лошади с нетренированными суставами задних ног двигаются зажато с прямым крупом. Лошади с неправильно развитыми мышцами, испытывающие недостаток в прочности корпуса и гибкости, могут двигаться с округленной шеей, но не иметь связи, которая должна проходить через спину.
После того как я понял, что управлять лошадью нужно с помощью задних ног, а не шеи, вторым открытием для меня стало то, что взаимодействие с лошадью напоминает танец. Каждая лошадь обладает своим уникальным ритмом движения, как отпечаток пальца. Всадник сможет понять лошадь только, когда он действует в ее ритме. Лошадь не понимает, когда ее пинают и тычут ногами, не попадая в фазы ее движения, конечно же, всадник может беспорядочными ударами "взбодрить" лошадь. Но если лошадь выдернуть из ее уникального ритма, она собьется и не сможет расслабленно и плавно увеличить рамку.
Поэтому нам нужно было войти и присоединиться к поднимающейся рыси и сказать нашему тренеру, когда мы поймаем ритм лошади. Как только мы смогли этого достичь, у нас появилась возможность стимулировать лошадь к активности, не сбивая ее с ритма. В результате мы получили от лошади танцующие, свободные, широкие, ритмичные движения и желание двигаться вперед, при этом, не ограничивая ее перед.



Третьим важным принципом стало понимание того, как держать лошадь в сборе, не ограничивая работу ее задних ног поводом. Мои тренеры настаивали, что повод можно использовать для тысячи разных целей кроме сдерживания задних ног и контроля положения шеи. Хорошо выезженная лошадь может выполнять сбор на пиаффе или школьном галопе даже на опущенных поводьях. Не надо ее держать, для управления достаточно только шенкеля и корпуса. Согласующееся и обдуманное использование полуодержек приучает лошадь понимать воздействие шенкеля не только как команду "вперед", но и как побуждение к энергичной активизации, не сбиваясь с ритма.

При работе над сбором многие всадники думают только о том, чтобы сблизить лошадь продольно в рамке от скакательных суставов по направлению к поводу. Однако, нужно осознавать, что сближение также происходит по диагонали от внешней задней ноги к внутреннему поводу и от внутренней ноги к внешнему поводу, наподобие буквы Х. Принимание и плечо внутрь, например, элементы, в которых как раз этот принцип и используется. В принимании, когда лошадь находится в правильном сборе, она опускает внешнее бедро и направляет таз к внутреннему плечу. При исполнении плечом внутрь, предполагается, что внутренний скакательный сустав достигнет такого глубокого положения - но не просто поперек, а глубоко вперед - что выйдет на уровень внешнего коленного сустава. Всадник, который не способен собрать лошадь, как в длину, так и по диагонали, потерпит неудачу и в управлении лошадью.



Данные три принципа позволили мне выйти на более высокий уровень в тренинге. Я желаю вам успехов в работе с вашей лошадью, поддерживая ее естественный ритм, вырабатывая сбор от заднего отдела, делая ее сильной и устойчивой, эластичной и гибкой.

Чарльз де Канффи был судьей по выездке класса USEF "S" свыше 42 лет, а также проводил популярные тренинги для судей и тренеров по всему миру. Родился и вырос в Венгрии, в настоящее время базируется в Сан-Франциско, Калифорния, и является автором шести книг, включая иллюстрированные "Принципы выездки" и видео фильм "Искусство классической выездки". Его сайт www.charlesdekunffy.com.

Данная статья была впервые опубликована в журнале Dressage Today в марте 2007.