Что такое конка

Просмотров: 9378 | Автор: Добрый Конь | 14.01.2013
До появления электричества в столице империи (начало XX века) на улицах города царствовали конно-железные дороги, так называемые конки. Это была разновидность омнибуса, которая к концу XIX - началу XX века стала самым популярным средством массовой перевозки людей.

КонкаКонка
Конка


В 1910-х было около тридцати линий, проходящих по центральной части города - Невскому проспекту, Садовой улице и от Адмиралтейской площади до Николаевского моста. До окраин конки конечно не доходили. Выгода от этого предприятия оказалась огромная - когда в городе появилась первая линия, то только за один год она перевезла почти миллион пассажиров. Поэтому было организовано товарищество с ограниченной ответственностью, имевшее в своем распоряжении шесть конных парков, насчитывающих три с половиной тысячи лошадей, и обслуживающих 26 маршрутов.
Существовало два типа вагонов конной железной дороги: одно- и двухэтажные. Одноэтажные возила одна лошадь. Двухэтажные вагоны были с открытой верхней площадкой, называемой империалом, на которую вела металлическая винтовая лестница, тащили эти вагоны две лошади. Ехать на империале было дешевле. По устройству верхняя и нижняя площадки различались и расположением скамеек - на империале посередине тянулась одна двухсторонняя скамья и пассажиры сидели спинами друг к другу, а внизу боковые скамейки стояли как сейчас в современных трамваях.

Конка в МосквеКонка в Москве
Конка в Москве


Обслуживался конный вагон вагоновожатым и кондуктором, только мужчинами, потому что работа была тяжелой. Кондуктор продавал билеты и давал сигналы остановок и отправления, вагоновожатый правил лошадьми. Управление конкой требовало мастерства и силы - во время движения вниз по мосту достаточно было малейшей ошибки и тяжелая махина могла наехалать на лошдей, что привело бы к аварии. Надо было внимательно следить за ходом и при необходимости сразу тянуть на себя ручной тормоз. Вожатому также приходилось шугать заезжавших на рельсы и зазевавшихся прохожих ударами в медный колокол. Если по пути попадались крутые подъемы, то там прицеплялись дополнительные лошади со своим отдельным кучером. Когда вагон спускался вниз, то в торможении принимал участие и кондуктор. После того как подъем и спуск заканчивались, коней отцепляли и те оставались ждать следующую конку, нуждающуюся в их помощи. На конечной остановке, лошадей переводили к другому концу вагона, устанавливал колокол с тормозом и отправлялись в обратный рейс.
Рельсы конок были весьма несовершенными, желобков для колес тогда еще не придумали, путь был замощен булыжником, шедшим вровень с рельсами. Иногда, особенно на поворотах, конка грохотала прямо по камням, что создавало довольно неприятные ощущения пассажирам.
В 1907 году конку стало вытеснять новое техническое новшество - трамваи.

Памятник «Конке» находится на углу 7-ой линии и Среднего проспекта Васильевского острова, рядом с вестибюлем метро «Василеостровская».

Памятник конкеПамятник конке
Памятник конке


Просторные экипажи “для всех” (по-латински - omnibus (“омнибус”)) были родоначальным типом городского общественного транспорта. Первый омнибус (“Carosses a cinq sous”) появился в 1662 г. в Париже. 8-местные повозки в определенное время проезжали по назначенным линиям.

В 1847 г. в Санкт-Петербурге появились омнибусы (по-русски - общественные кареты или линейки). Российские линейки представляли собой 11-ти - 14-ти местные пассажирские экипажи, запряженные 2-4 лошадьми.

Для сообщения с окрестностями столицы использовались дилижансы, которые были простому люду не по карману. На оплату проезда туда и обратно (60 копеек) шла 2-х дневная зарплата рабочего Путиловского завода.

Линейки появились и в Москве летом 1847 г. 1. Их хозяева рассчитывали на хорошие доходы и быстро наладили перевозки горожан по регулярным маршрутам. Но будущее было за конками.

Конка по толковому словарю Даля - “...конно-железнодорожная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми”. Конка появилась после возникновения железных дорог - лошадьми хотели устранить казавшиеся страшными опасности парового движения, но сохранив удобства перевозки больших грузов по рельсам.

В 1854 г. в окрестностях Санкт- Петербурга, близ Смоленской слободы, инженером Полежаевым была устроена конная дорога из продольных деревянных брусьев, обитых железом.

КонкаКонка
Конка


Следует упомянуть проекты дорог Волго-Донской и от Кривого Рога до Екатеринослава, которые были заменены паровыми дорогами, и проект Д. В. Каншина постройки в 1867 г. целой сети конных дорог большого протяжения за Волгой, от Самары до Оренбурга и далее. Вместо них была построена Оренбургская паровая железная дорога 2.

Самарская конка
По Городовому Положению, принятому в 1892 г., городские органы самоуправления обладали правом определять размеры тарифов на проезд экипажами, конно-железными дорогами и иными местными средствами сообщения; и правом на устройство и сбор денег на поддержание в исправном состоянии находившихся в ведении общественного управления: дорожного хозяйства (улиц, площадей, мостовых, набережных, тротуаров, бульваров).

Почти все конно-железные дороги в России строились иностранными акционерными обществами. Самара не стала исключением. 5 марта 1890 г. самарская городская дума и Бельгийское акционерное общество городских и пригородных дорог в России в лице (или под руководством) Блюмера (Блюммера?) и Рубинского подписали контракт на постройку и эксплуатацию конно-железной дороги в г. Самаре.

Бельгийское акционерное (в Москве оно же 2-е акционерное) общество конно-железных дорог являлось основной компанией в России по строительству конно-железных дорог. В 1885 г. оно завладело московской конкой инженера Горчакова, а позже прибрало к рукам и другие конно-железные дороги в столицах. В Нижнем Новгороде так же была бельгийская конка.

Согласно этому договору, “после внесения 5 000 рублей залогу”, акционерное общество взяло на себя обязательство за свой счет построить и эксплуатировать рельсовый путь для перевозки пассажиров и грузов, расположенный согласно плану, утвержденному думой.

Рельсы для конки в России использовались плоские и желобчатые на деревянных лежнях: “...для загородных колейных дорог русский изобретатель И.Н. Ливчак предложил оригинальную конструкцию, в которой обитые железом деревянные рельсы укладываются на деревянном полотне из прочно связанных брусьев с дощатым настилом, уложенным поверх земли”.

Маршрут проходил от Старого собора (совр. Хлебная пл.) по Казанской ул. (совр. А. Толстого), мимо Александровского сквера по Вознесенской ул. (совр. Ст. Разина), далее по Воскресенской ул. (совр. Пионерская), Дворянской ул. (совр. Куйбышевская), Панской ул. (совр. Ленинградская) до Соборной ул. (совр. Молодогвардейская); затем по Соборной ул. до Москательной ул. (совр. Л. Толстого) и с Москательной ул. по ул. Самарской, Симбирской ул. (совр. Ульяновская) и Садовой ул. до Малоканского сада, - общей длиной 5 верст 60 саженей (около 6,5 км.).

В течение 5 лет со дня открытия движения по этой линии от Старого собора (совр. Хлебная пл.) до Малоканского сада (совр. пр. Ленина - Первомайская ул.) акционерное общество было обязано построить ветку от главной линии к железнодорожному вокзалу. Но, если в течение двух лет ветвь окажется бездоходной, акционерное общество имело право закрыть ее. Пассажирские вагоны по контракту могли быть не более как пароконными.

КонкиКонки
Конки


Для взимания платы с пассажиров устанавливалось 3 тарифных линии: 1-я - от Старого собора до Соборной ул. у Троицкой пл. (от совр. Хлебной пл. до угла ул. Ленинградской и Молодогвардейской); 2-я - от этого пункта до Малоканского сада (совр. угол пр. Ленина и ул. Первомайской); 3-я - от ул. Самарской до железнодорожного вокзала. За проезд в период с 7 часов до 22 часов первым классом по каждой из этих линий плата была 5 коп., вторым - 3 коп. В остальное время проезд стоил вдвое дороже. Полицейские в форме пользовались правом бесплатного проезда на передней платформе конки.

За право устройства и пользования рельсовыми путями акционерное общество было обязано уплачивать в доход города ежегодно: в 1-е десятилетие - по 1 000 рублей; во 2-е - по 1 500 рублей; в 3-е - по 2 000 рублей; в 4-е - по 2 500 рублей; в 5-е - по 3 000 рублей.

Срок контракта определялся в 50 лет со дня подписания. По истечении этого срока вся сеть рельсовых путей с принадлежащим ей имуществом, поступала в собственность города безвозмездно.

10 июля 1895 г. было открыто движение по самарской конно-железной дороге. “Народом любое новшество воспринималось в штыки. Когда конка была пущена, никто не хотел в ней ездить. Пришлось пойти на хитрость: несколько дней по рельсам возили солдат местного гарнизона. Для привлечения публики на некоторые номера билетов стали назначать премии в 10 - 20 р.”. И постепенно вагоны заполнились народом.

В то же время появились двухэтажные вагоны, в которых 18 пассажиров размещались в салоне, а 16 - на огороженной поручнями крыше-“империале”. Стоимость проезда в салоне составляла 5 копеек, а на “империале” - 3 копейки за станцию. “Вагон конки с открытым империалом, то есть местами на крыше, куда вели с парадной и задней площадок узенькие винтообразные лестницы и куда допускались только мужчины, тянули по рельсам парой весьма плохоньких, тощих лошадей в шорах, которыми управлял, помахивая кнутом, стоявший на передней площадке кучер, дергавший при посредстве шнура привешенный на крыше колокольчик”.

Крытые места в салоне считались местами первого класса, на крыше-“империале” - второго класса. Движение должно было начинаться не позже 8 часов утра (летом - не позже 7 часов). За опоздание открытия движения по вине акционерного общества, последнее подвергалось штрафу по 5 рублей за каждый просроченный час, кроме случаев снежных заносов, метелей и других уважительных причин. Скорость конки определялась не более 12 км/ч. Управлял двумя лошадьми, тащившими конку по рельсам, кучер (вожатый). Он сидел впереди вагона на небольшой площадке. В руках у него обычно были вожжи и кнут, рядом колокол для предупреждения пешеходов об опасности. Конка позволяла относительно быстро перемещаться по Самаре, особенно на большое расстояние, но имела целый ряд недостатков: неспособность преодолевать сильные снежные заносы, необходимость давать лошадям периодический отдых. Скорость движения не превышала 6-7 км/час, указывалось, что “...с некоторых пор с 17 часов число проходящих на линии вагонов уменьшается с 17 до 10. Вследствие этого в движении происходит путаница. Сокращение числа вагонов вместе с тем послужило поводом администрации к уменьшению кондукторам и без того низкого жалования. Тем кондукторам, вагоны которых не ходят с 17 часов, поденная плата вместо 80 к назначалась 60 к.”.

Конка в наше времяКонка в наше время
Конка в наше время


Но самым главным недостатком, по мнению городских властей, была независимость от муниципальной казны приносившей доход конки. Но городу пришлось отказаться от мысли получить конно-железную дорогу через 50 лет: уже через 3 года, в 1898 г., стал актуальным вопрос о замене конки трамваем.

По сведениям за 1890 г., протяжение конных дорог считалось:
в Германии – 1286 км.
в Голландии – 592 км.
в Бельгии – 404 км.
во Франции – 508 км.
в Англии – 343 км.
в Италии – 223 км.
в Австро-Венгрии – 222 км.
в Дании – 61 км.
в Швейцарии – 28 км.
в России – около 600км.
в Америке – 8955,8 км.

Добавить комментарий
очень интересно))
Шикарно!Очень интересно! gerl_in_love
Имя:*
E-Mail:*
Текст:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов (не более 3) Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько букв "о" в слове Лошадь?
Ответ:*

Зарегистрироваться
Мини чат
Правила общения в чате
Administrator
Administrator
Сегодня в 08:58:11

Добрый Конь, одна из причин обновления, это дополнительные возможности защиты от спама и ботов. Что касается "нет же тут не кого", то около 1000 человек ежедневно читают материалы, но за последние годы тенденция поменялась и большинство людей публикует свои материалы в соц. сетях. По поводу чата, проблему уже исправили.
Добрый Конь
Добрый Конь
4 ноября 2018

РыжаЯвШляпе, привет , видел твое предложение ) спасибо ) а я как всегда прискакал , копытами помахал и ускакал lol
Добрый Конь
Добрый Конь
4 ноября 2018

Administrator, и надо бы сайт просмотреть а то в некоторых темах говорят чат вылезает на пол страницы
Добрый Конь
Добрый Конь
4 ноября 2018

Administrator, нужны люди чтобы следили за сайтом и инфу делали , я могу вести свои темы но для кого ? нет же тут не кого , периодический захожу и чищу от спама темы что совсем все не засрали
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
1 ноября 2018

Как-то так.
Тинкерка
Тинкерка
28 октября 2018

Administrator, не в обновлении дело,а в смене администрации,общего контента и слежением за поступающей ин-ции)
Administrator
Administrator
24 октября 2018

К сожалению в последнее время очень тихо, может после обновления народ активнее будет!? belay
Horse_Lover
Horse_Lover
23 октября 2018

Хмм... А где все?
Horse_Lover
Horse_Lover
21 октября 2018

Интересно, а кто-нибудь меня помнит ещё? Столько лет не появлялась...
Horse_Lover
Horse_Lover
21 октября 2018

Доброго всем времени суток!
Administrator
Administrator
6 октября 2018

chumovaya87, как понимаю была проблема, чат перекрывал часть страницы в определенных разделах сайта. Проблему устранили, сейчас все должно быть ок!
Administrator
Administrator
6 октября 2018

Всем привет! Ждем вас на форуме, в теме обновления сайта ;)
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
6 октября 2018

Так это. Как опять прискачешь, проверни чат вниз. У меня там деловое предложение.
Добрый Конь
Добрый Конь
28 сентября 2018

chumovaya87, от куда его убрать ?
Добрый Конь
Добрый Конь
28 сентября 2018

прискакал , почистил форум от ненужного спама и ускакал lol всем привет кстати bully
chumovaya87
chumovaya87
26 сентября 2018

как убрать этот чат
Татьяна.
Татьяна.
25 сентября 2018

Привет
Аркадьева Таня
Аркадьева Таня
15 сентября 2018

Всем здравствуйте. by
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
11 сентября 2018

Вот такая чепуха =)
Дэринг Ду
Дэринг Ду
31 августа 2018

пишите, короче,почаще заглядывать буду
Дэринг Ду
Дэринг Ду
31 августа 2018

хотелось бы пообщаться с кем-нибудь из старичков, по ностальгировать, так сказать, вместе
Дэринг Ду
Дэринг Ду
31 августа 2018

ого....
сколько времени-то прошло
Дождь
Дождь
30 августа 2018

вот это актив
Дождь
Дождь
29 августа 2018

папочка вернулся
Дождь
Дождь
29 августа 2018

привет собаки
Фрок
Фрок
28 августа 2018

hello
Конь.няшка
Конь.няшка
17 августа 2018

Привет!
Мисс Дикси
Мисс Дикси
29 июля 2018

Ку народ, Серебряныйконь как появишься стукни мне я спустя год прочла личку :D
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
27 июля 2018

Хм, странно. До сих пор написано "сегодня". Чат сломался что ли?
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
16 июля 2018

С указанием источника, конечно.
Могу сама опубликовать, но я не соображаю, как тут у вас это делается.
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
16 июля 2018

Привет, все! Конь, я таки написала внезапно ту статью. Можешь копировать с моего сайта.
Таис
Таис
11 июля 2018

Привет все
Nastya Araba
Nastya Araba
12 июня 2018

Меня тут еще помнит кто-нибудь?
Nastya Araba
Nastya Araba
12 июня 2018

Какая ностальгия
Nastya Araba
Nastya Araba
12 июня 2018

Ребята
Horse2008
Horse2008
11 июня 2018

Ура! мой любимый сайт!
Добрый Конь

урааа- я вернулся
Endless
Endless
27 мая 2018

Здраствуйте, все кто на сайте!
Дождь
Дождь
25 мая 2018

ой драсте
Vkac493
Vkac493
22 мая 2018

Привет всем!
Endless
Endless
20 мая 2018

Здравствуйте! Как то была на этом сайте, а потом ушла. Мне уже рассказывали что тут пусто стало. Но все решила наведаться.
Фрок
Фрок
15 мая 2018

Захотелось спустя год снова проверить вас. Хорошие были времена.
Если кто-то из знакомых увидит меня, то, да - я жив.
Тинкерка
Тинкерка
6 мая 2018

katrin0210, какой волонтёр,если в интернете спрашиваешь как на галопе держаться ? максимум что ты сможешь сделать без вреда для лошади-покормить,попоить,
почистить
katrin0210
katrin0210
3 мая 2018

Спасибо за совет. Я увлекаюсь лошадьми, я хочу попробовать себя в качестве волонтёра по уходу за лошадьми. Я узнала что в деревне Лысково округ Мытищи Музей соколиной охоты там можно быть волонтёром по уходу за лошадьми. Скажите кто-то хочет составить мне компанию и поехать туда со мной?
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
22 апреля 2018

Катрин, верховой всегда держится за счёт равновесия и правильной посадки. Для уверенности можно прихватить прядь гривы коня.
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
22 апреля 2018

Зубами за уши коня)))
katrin0210
katrin0210
8 апреля 2018

Привет, скажите как держаться на галопе?
РыжаЯвШляпе
РыжаЯвШляпе
28 марта 2018

Привет. А я так, мимокрокодил. Что-то не прижился я тут, а сайт хорошийю
миринда
миринда
26 марта 2018

дороу всем я решила вернуться сюда
Анастасия_-_-
Анастасия_-_-
11 марта 2018

это в Lowadi
Архив сообщений чата
Необходима регистрация.
Кто на сайте?
Сейчас на сайте: 29, из них:
Зарегистрированных: 1
Роботов: 2
Гостей: 26
Популярное:
А так же: